Site icon Деловая Жизнь Казахстана

Как развиваются стартапы в Казахстане

51 1 Как развиваются стартапы в Казахстане

Фото: vbanke.kz

Как развиваются стартапы в Казахстане, что могут изменить корпоративные инновации и какой эффект дают стартап-проекты для нацэкономики разбиралась ДЖК.

Как пишет издание FinRevieW, корпоративные инновации приносят до 30 процентов прироста ВВП.

По данным системы управления бизнесом имени И. Адизеса жизненный цикл компании сравним с человеческим: рождение стартапа, рост и развитие, достижение стабильности и затем проект устаревает. При этом сегодня продолжительность этапов сократилась: пятьдесят лет назад средняя продолжительность функционирования компаний, входящих в S&P500, составляла 33 года, в 90-х годах  сократилась до 23 лет, сейчас составляет менее 12 лет.

Это  связано с тем, что технологии быстро развиваются. Если раньше для увеличения оборотов, расширения штатной численности и наработку клиентской базы уходили десятилетия, то сейчас — несколько лет. Для молодых технологичных компаний такая ситуация открывает возможности роста, для крупных корпораций — это опасность закрытия. Поэтому корпоративные инновации, способные оптимизировать работу больших компаний — обязательный инструмент для сохранения своей деятельности.

Без корпоративных инноваций нет роста

В современном мире стартапы по скорости развития опережают крупные корпорации. Напомним, что из-за масштабности операционных процессов крупные компании  менее гибкие и порой не могут определить перспективные возможности для роста и расширения. Стартапы видят как отрасль может работать и развиваться. Поэтому сотрудничество выгодно для каждой из сторон.

Корпорации усиливают свое конкурентное преимущество на рынке благодаря внедряемым инновационным решениям. Прежде всего корпоративные инновации приносят экономическую выгоду. Например, прибыль компании Kaspi.kz, которая славится своими инновационными решениями, выросла по итогам третьего квартала 2021 года на 55 процентов и достигла 251 млрд тенге. При этом финансовые технологии обеспечили компании 150 млрд тенге дохода.

Во-вторых, инновации обеспечивают конкурентное преимущество. К примеру, компания ChocoFamily, специализирующаяся на рынке e-commerce, значительно нарастила свои обороты в 2020 году. Из-за закрытия офлайн-площадок продажи тревел-агентства ChocoTravel выросли на 20 процентов, заказы сервиса ChocoFood — в 2 раза, а покупки через приложение Рахмет — в 2,5 раза.

Кроме того,  сейчас инновации —  обязательное условие для выживания. Это связанео с  с появлением более технологичных компаний, конкурируя с которыми меняются не просто бизнес-модели существующих организаций, но и сектора экономики. Например, с приходом на рынок Казахстана сервиса вызова такси Uber, маркетплейса Wildberries или PR-агентства Vinci Agency поменялось отношение казахстанского бизнеса к цифровой среде. Теперь без создания инновационных решений конкурировать становится сложнее.

Корпоративные инновации  в Казахстане 

По данным Бюро нацстатистики  РК, по состоянию на 1 октября 2021 года в стране  2 357  крупных компаний. Но в эту статистику входят лишь те предприятия, чья штатная численность  превышает 250 человек, по оборотам компаний единые данные не собираются.

46 процентов  налоговых поступлений в бюджет формируются пятьюдесятью крупнейшими предприятиями. При этом 19 компаний из этого списка задействованы в сфере добычи нефти и попутного газа. То есть, конкуренция в этих секторах отсутствует.  Следовательно эти предприятия  не заинтересованы в развитии корпоративных инноваций. Поэтому рынок все еще остается недостаточно зрелым.

По данным  отчета CorpUp Kazakhstan 2021,  корпоративные инновации развиваются в тех странах, где есть конкурентное давление со стороны более гибких и быстрых игроков с подрывными технологиями и бизнес-моделями.

В Казахстане  из-за низкого уровня конкуренции и большой доли госсектора в основных отраслях, инновации не всегда рассматриваются как основной инструмент долгосрочного преимущества. И все же на рынке присутствуют инновационные корпорации.

ТОП-10 инновационных корпораций Казахстана

В рамках исследования, организованного Tech Hub МФЦА, реди более 70 стартапов Казахстана был проведен онлайн опрос, направленный на определение лидирующих корпораций.  По итогам опроса лидировали Kaspi.kz, ChocoFamily, Beeline, BI Group и Колеса.

Но несмотря на то, что в качестве наиболее инновационных корпораций стартапы выделяют компании частного сектора, в большинстве случаев они стремятся сотрудничать с крупными квазигосударственными корпорациями: Казатомпром, КазМунайГаз, Казахтелеком и др. Но это не всегда удается из-за  бюрократии,  низкой инновационной культуры,  слабой конкурентной среды,отсутствия единого канала, где стартапы могли бы предложить свои решения.  И все же кейсы успешного взаимодействия стартапов с крупными корпорациями на рынке есть.

Успешные кейсы

1.Строительно-инновационный холдинг BI Group и стартап Smart Remont, созданный в 2018 году. До совместного сотрудничества в чистовой отделке с ограниченными вариантами ремонта продавалось лишь 10 процентов квартир. Теперь клиентам доступно более ста дизайнов квартир и возможность уникального ремонта по их запросу.

Стартапом Smart Remont успешно реализовано более 2000 объектов, свыше 600 ремонтов находятся в работе, а около 1500 объектов, по которым заключены договора, еще не достроены и ожидают начала ремонтных работ.

2. Sberbank и стартап Zan.Bar, запустивший маркетплейс по поиску юристов и адвокатов.

Совместное  функционирование  двух компаний позволяет клиентам банка, которые столкнулись с проблемами приостановления или ограничения движений по банковскому счету, быстро найти квалифицированного юриста или адвоката. В результате возобновление пользованием услугами банка происходит быстрее, что в свою очередь уменьшает упущенную выгоду и повышает лояльность пользователей банка. Услугами стартапа ежедневно пользуются около 80 клиентов Sberbank.

3. Alfa Bank Kazakhstan и стартап Webkassa, оказывающий услуги онлайн-кассы.

Стартап предоставил клиентам банка кассовый аппарат, не требующий затрат на обслуживание и регистрацию. Теперь предпринимателям не нужно приобретать POS-терминал, а кассовый аппарат доступен в онлайн-режиме с мобильного телефона.

Какой эффект несут стартап-проекты для нацэкономики

Основной эффект стартапов для нацэкономики — рост инновационного бизнеса. Разрабатывая и внедряя технологические решения, стартап-проекты не только стимулируют бизнес-активность в стране, но и оказывают поддержку реальному сектору экономики.

К примеру, в странах восточной Европы, США, Китае, Японии за счёт развитого стартап-рынка доля инноваций в структуре ВВП превышает 25 процентов. В Казахстане этот показатель — 2,4 процента.С учетом того, что  стартап-рынок, находится на этапе становления, инновационная активность в стране  может увеличиться в ближайшие годы и в течение пяти лет доля инноваций достигнет 7 процентов от ВВП.

 


 

Exit mobile version