Site icon Деловая Жизнь Казахстана

Бизнес РК вынужден принимать «навязанные правила игры» из-за ситуации на границе с КНР

ssioimc Бизнес РК вынужден принимать "навязанные правила игры" из-за ситуации на границе с КНР

Фото: news.ati.su

Распространение коронавируса нанесло серьезный удар по мировой логистике и обеспечению цепочки поставок сырья и готовой продукции. Кризис вызвал дисбаланс грузопотоков, связанный с изменениями спроса, приостановкой производств и введенных ограничений. Но ситуация с  транспортным коллапсом, возникшая на границе Казахстана с Китаем, несколько иная.

В чем причины простоя автомобильного и железнодорожного транспорта в КНР и каких решений ожидают предприниматели? Эти вопросы были обсуждены  21 октября  во время онлайн-конференции, на которой присутствовали представители производителей, импортеров и логистов Казахстана, передает ДЖК.

Грядущие потери

Отраслевые союзы производственников совместно со сферой логистики  подняли вопросы, связанные с проблемой движения грузов через казахстанско-китайскую границу. В частности,

они высказались о наличии проблемы, о которой твердят уже полгода — грядущих миллиардных потерях из-за простоев грузов. Финансовые потери бизнеса сегодня — это потери бюджета завтра.

Китай приостановил перевозку и значительно снизил скорость грузов, следующих в Казахстан или из Казахстана, отдавая приоритет транзитным грузам в ЕС.

Получается, что Казахстан, используя свои пути, способствует росту китайской промышленности в ущерб отечественным предприятиям.

В результате такой ситуации уже сейчас можно констатировать рост стоимости всей логистики, существенное увеличение сроков доставки грузов, текущие убытки и заморозку средств. Для выполнения своих обязательств казахстанские предприниматели вынуждены покупать товары значительно дороже в других странах, изыскивая дополнительные дорогие ресурсы, при этом имея уже оплаченные товары на территории КНР.

Так, например, производители и переработчики свежего яблока (соки, пюре, яблочный уксус из яблока) столкнулись с проблемой выполнения обязательств по экспортному контракту:

С 21 июля 2021 года — с момента подписания договора — компания занимается поиском решения по отправке. За это время логистические компании со ссылкой на оператора увеличили тариф в 3,5 раза. Таким образом, даже с учетом программы субсидирования затрат на логистику для экспортеров, производители не попадают в «рынок». Теряются рынки сбыта и объемы производства,

— рассказала Алия Мамытбаева, президент ОЮЛ «Ассоциация производителей безалкогольных напитков соков РК».

Многие производители испытывают затруднения по поставке сырья и планируют останавливать производство и распускать сотрудников. Этот факт отметил  и Самат Исабаев, производитель медицинской техники:

В случае продолжения этой «блокады» мы будем вынуждены уже в ноябре распускать людей в отпуска без содержания из-за отсутствия сырья на складе.

Оксана Сорокина, представитель компании “Sevenir Logistics LLP» сказала, что бизнес вынужден принимать навязанные им правила игры:

Регулярные задержки на всех этапах транспортировки приводят к тому, что собственники контейнеров «закладывают» дополнительные расходы по хранению и аренде контейнеров в итоговые ставки за транспортировку, что существенно удорожает логистику. Мы вынуждены отправлять грузы из КНР в Казахстан через Владивосток, Ригу, Клайпеду, Санкт-Петербург, Новороссийск и Стамбул.

Обращение к премьер-министру и отраслевым министерствам

Предприниматели выступили с очередной просьбой к премьер-министру навести порядок в отрасли, а ответственные министерства до 1 ноября 2021 года призвали решить ряд вопросов.

МИД и МИИР:

МИД, КГД и Нацбанк РК:

 МИИР:

В случае невыполнения просьб, в том числе по ограничению монополий и прочих схем, и восстановления нормального транспортного сообщения,

предприниматели предлагают остановить транзит через Казахстан в Европу.  Обращение поддерживают и наличие проблем подтвердили  24 крупные казахстанские компании.

Переговоры на высшем уровне

Как сообщили в пресс-службе премьер-министра, вечером 21 октября состоялся телефонный разговор между первым зампремьер-министра РК Алиханом Смаиловым и зампремьера госсовета КНР Хань Чжэн. В ходе разговора  были обсуждены  вопросы по ситуации по грузоперевозкам между Казахстаном и Китаем.

Казахстанская сторона выразила серьезную озабоченность снижением объема грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом, что привело к скоплению большого количества грузов на границе. Так, на пограничном переходе «Достык – Алашанькоу» прием поездов из РК в КНР снизился с 16 до 5-6 составов в сутки. Обеспокоенность вызывает ситуация со скоплением на границе порядка 7 тыс. вагонов.

Вице-премьер отметил, что все погруженные вагоны согласованы к приему китайской стороной. Он также напомнил, что в рамках международных договоров в области ж/д транспорта (СМГС) сторона, согласовавшая план перевозок, обязана принять груз на свою территорию.

Стороны договорились в ближайшее время совместными усилиями, при соблюдении санитарно-противоэпидемиологических требований, принять все возможные меры по урегулированию данного вопроса.

Кроме того, китайской стороной была высказана готовность увеличить пропуск грузов автомобильным транспортом, в том числе через возобновление движения в пункте пропуска «Калжат». В завершение телефонного разговора стороны обсудили возможность проведения заседания Комитета по сотрудничеству двух стран.  В соответствии с очередностью 10-е заседание комитета должно состояться в Казахстане в ближайшее время.

Редакция ДЖК будет следить за развитием событий.

Exit mobile version