Транзитный потенциал является мощнейшим инструментом реализации возможностей страны обеспечивать и поддерживать международные транспортные потоки между различными регионами. И в настоящее время Казахстане имеет выгодное географическое положение на стыке международных коридоров – Европы и Азии. Благодаря этому страна способна реализовать свой транзитный потенциал, обеспечивая интеграцию на мировой арене.
На онлайн-проекте от Atameken Business club Редакция ДЖК узнала о перспективных направлениях реализации товара через Казахстан, а также о проблемах на рынке логистики.
Основные экспортеры и импортеры
По мнению генерального директора логистической компании Starget Марата Успанова главными импортерами из Казахстана является Китай:
В настоящее время торговля между Казахстаном и КНР выходит на новый уровень, так например Китай занимает первое место (более семи млн долларов) среди стран с которыми мы реализуем импорт. После идет Италия (более пяти млн долларов) и Россия(почти 3,4 млн долларов).
Что касается основных поставщиков в Казахстан, то это уже традиционно занимает Россия (более девяти млн долларов), Китай (более 4 млн долларов), Южная Корея (4,2 млн долларов).
Если рассматривать по категории товаров, то главный импорт состоит из:
- холодильного оборудования (1,6 млрд долларов);
- насосов, компрессоров и вентиляторов (1,1 млрд долларов);
- лекарственных средств (830 млн долларов);
- телефонных аппаратов (709 млн долларов);
- арматуры для трубопроводов (634 млн долларов);
- оборудования для фильтрования газа (542 млн долларов);
- легковых автомобилей (496 млн долларов);
- вычислительных машин (412 млн долларов).
Также важно знать, что основными товарами для экспорта являются: сырая нефть (18 млрд долларов), медь и катоды из меди (два млрд долларов), природный газ (почти два млрд долларов) и уран (1,3 млрд долларов), — поделился Марат Успанов.
Транспортные коридоры
Перспективные направления реализации транзитного потенциала для Казахстана проходят через Китай-Европу, Россию-ЦА, и ЦА-Россию. Также особое значение придается развитию контейнерных перевозок по маршруту Китай-Европа-Китай. Так, например за 10 месяцев 2020 года транзит контейнеров по территории Казахстана составил 719 тыс ДЭФ (двадцатифутовый эквивалент).
Что касается грузоперевозок, то в Казахстане эффективнее всего использовать логистику автомобильного транспорта, — рассказал генеральный директора логистической компании Starget:
По данным «Анализа рынка автомобильных грузовых перевозок в Казахстане -2021», который был подготовлен компанией BusinesStat, в 2016-2019 годах масса грузов, перевезенных автомобильным транспортом в стране выросла на 11,6 процентов (с 3,18 до 3,55 млрд тенге). Однако в 2020 году из-за карантинных мер произошло сокращение автомобильных грузоперевозок на 7,4 процента, составив 3,29 млрд тенге.
Но это были временные трудности, с которыми мы справились. Теперь в 2022-2025 году в Казахстане прогнозируется рост грузоперевозок автомобильным транспортом на 1,2 -9 процентов.
Что касается ж/д перевозок, то он сейчас не имеет особой актуальности:
На мой взгляд железнодорожный сектор сейчас мало пользуется популярностью. Из-за устаревшего парка вагонов, высокой цены международных перевозок и длительных простоев на границы. По этой причине многие игроки полностью перешли на автоперевозки, — считает Марат Успанов.
Проблемы рынка логистики Казахстана
В настоящее время рынок логистических услуг Казахстана достаточно молод. Секторы транспортно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством компаний, которые оказывают «традиционные» услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков, а сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок развит недостаточно.
По мнению генерального директора логистической компании Starget Марата Успанова. Одними из основных факторов, которые препятствуют становлению логистических компаний в Республике Казахстан является:
- Проблемы обучения кадров в учебных заведениях,
- Монополии в ж/д перевозках
- Недостаточно развитый сервис обслуживания.