Вспышка коронавируса радикально изменила рынок Казахстана. Теперь многие бизнесмены не представляют своей работы без сервисов по доставке еды, ведь благодаря им почти каждый предприниматель остался «на плову». Редакция ДЖК поговорила с представителями компании, и узнала на чем зарабатывают подобные сервисы, и за какое время может окупиться этот бизнес.
Как изменился рынок с приходом коронавируса?
Так, по данным испанского стартапа «Glovo» объем рынка сервисов по доставке еды в Казахстане вырос в девять раз по сравнению с третьим кварталом 2019 года, что является существенным прогрессом в электронной коммерции:
Пандемия сильно ударила по ресторанному бизнесу, и агрегаторы сыграли большую роль не только, в определенном смысле, в их спасении, но и в увеличении прибыли некоторых заведений. Так, 10 процентов наших партнеров впервые ввели доставку. После снятия жестких ограничительных мер в 2020 году мы наблюдаем стабильный рост спроса на наши услуги во всех регионах.
Так, например за год приложение Glovo скачали более одного миллиона раз, что побило все рекорды в стране. Таким образом, пандемия послужила неким катализатором выхода из тени цифровых технологий в части доставки еды.
Также радует и то, что бизнес стал проявлять больше интереса к социальным инициативам. Так, в карантин мы вместе с партнерами из Nobel Kitchen работали по доставке бесплатных обедов врачам, совместно с акиматом Алматы два раза в неделю мы бесплатно доставляли населению продукты и лекарства, а уже в этом году продолжили традицию – и совместно с социальным кафе Kunde поддержали врачей в госпиталях для пациентов с COVID, — рассказал генеральный менеджер Glovo в Казахстане Карим Богуспаев.
Наряду с этим главный представитель рассказал Редакции ДЖК о прибыльности таких сервисов в Казахстане.
На чем зарабатывает сервисы по доставке еды?
Прибыль компании по доставке еды в мировой практике складывается из комиссии за чек. При этом, около 70 процентов этих денег принадлежат ресторанам, магазинам и другим партнёрам платформ. Например, у агрегатора остается 1 350 тенге, и 70-75 процентов от этой суммы идут на выплаты курьера. Здесь, я не беру в учет расходы на IT, маркетинг и эквайринг.
Несмотря на быстрые темпы развития e-commerce в Казахстане, процент населения, который пользуется доставкой, пока составляет два процента. Для того, чтобы бизнес в нашем случае вышел в ноль, а уже потом – в прибыль, должны совпасть множество факторов, в том числе – и рост рынка электронной коммерции, и уровень цифровизации населенных пунктов, и общая динамика экономики в стране, — рассказал Карим Богуспаев.
Офлайн-магазины для вашей компании — партнеры или конкуренты?
На данный момент, более 500 магазинов подключены к Glovo. Большая часть из них работает и офлайн. В этом и уникальность нашего рынка – цифровая платформа открывает больше возможностей как для бизнеса, так и для пользователей. Сейчас, даже маленький магазин у дома может запустить услугу доставки для своей продукции – это доступно, — поделился Богуспаев.
При этом, люди никогда не перестанут ходить в магазины, ведь здесь мы говорим о разных целях и форматах потребления.
Почему людям сложно отказаться от привычки ходить в магазин?
По мнению спикера привычки на то и являются привычками, что остаются с нами даже со стремительным развитием технологий. При этом, потребители стали избирательнее в выборе качественных товаров. С появлением агрегаторов пользователи обзавелись новыми привычками. Например, сохранять понравившиеся им магазины в закладки для повторного заказа в них.
При этом нужно отметить, что даже при всей развитости цифровых технологий, походы в магазины останутся с нами. Я приведу несколько причин почему это будет:
Первая причина – людям всегда будет интересен сам процесс похода в магазин, как некое событие.
Вторая причина – не все виды товаров доступны для заказов на платформах агрегаторов. В этом плане, Glovo охватил максимум рынка – через приложение можно заказать практически все, что угодно: от продуктов питания до средств гигиены и лекарств. Также есть отдельная услуга курьерской доставки с адреса на адрес. То есть можно выбрать адрес любого магазина, предварительно договорившись с персоналом магазина о покупке, и вызвать курьера забрать заказ.
Прогноз: Когда этот бизнес станет прибыльным в Казахстане?
При укреплении макроэкономической стабильности, а также развитием доступности цифровых технологий в регионах, думаю, можно сказать — от одного до трех лет. За это время электронная коммерция в Казахстане выйдет на новые показатели по доле рынка, придут новые игроки на рынок – что всегда стимулирует и качество сервиса, и целостный рост. Сейчас, мы наблюдаем стабильный рост, и в ближайшее время эта динамика должна сохраниться.