Многие предприниматели используют соцсети для продвижения своего бизнеса, развития бренда, продажи товаров и услуг. Однако зачастую люди сталкиваются с проблемами при запуске проекта или когда бизнес запущен, а клиентов нет. Что же делать в такой ситуации? Почему это происходит? Как настроить продвижение бизнеса и найти свою аудиторию? На эти вопросы ДЖК ответили ведущие казахстанские SMM-специалисты и маркетологи.
Популярные соцсети в Казахстане
Исходя из аналитической сводки Ranking.kz, самой популярной социальной сетью в январе 2021 стал Pinterest: 32,7 процентов, на втором месте — YouTube (20,4 процента), далее следуют «ВКонтакте» (14,9 процентов), Facebook (13,5 процентов) и Twitter (11,3 процента).
По сведениям Finprom.kz, в августе этого года самой популярной соцсетью стал Twitter (16,56 процентов), за ним следуют YouTube (16,07 процентов), Facebook (14,85 процентов), Instagram (13,92 процента), VK (13,7 процентов) и Pinterest (13,52 процента).
Instagram и Tik-Tok рулят
Однако все наши опрошенные эксперты считают, что в Казахстане все же лидируют Instagram, Facebook и Tik-Tok, которые имеют значительные доли рынка.
Руководитель SMM-агентства «About SMM» Айжан Ибраева отметила, что Инстаграм — это самая популярная соцсеть в Казахстане и России.
— Сейчас на первом плане владельцам МСБ выгодно продвигаться через Instagram и Facebook. К примеру, малый бизнес развивается только в Instagram.
Предприниматели заводят бизнес-страницу в соцсети, делают фотосессии своих товаров или услуг, заполняют страницу контентом, а после запускают на таргет. В качестве примера могу привести магазины украшений, у которых все клиенты идут через Instagram. Также стоит отметить Tik-Tok, который стремительно набирает аудиторию. Для предпринимателей из сферы торговли и услуг — это идеальный вариант получить охваты, — считает Айжан Ибраева.
С ее мнением согласна основатель SMM-агентства «GB Agency» и визуализатор бренда Гульнур Балтахан.
— На мой взгляд, Инстаграм — идеальная площадка для развития бизнеса. В этой соцсети находится платежеспособная аудитория. Что касается Tik-Tok, то это хороший инструмент для монетизации блога самого предпринимателя. Так, например, бизнесмен может выложить свое креативное, короткое видео, а после получить большое количество лайков и просмотров.
Стоит отметить, что для продвижения бизнеса в Tik-Tok нужно ежедневно выкладывать до пяти видео в день. Если такой возможности нет, то все равно нужно поддерживать свой аккаунт выкладкой хотя бы одним видео в день — это обязательное условие. Помню, когда я не занималась своим аккаунтом всего лишь неделю, то даже предыдущие видео не набрали должного количества просмотров.
По мнению директора маркетингового агентства «Best» Дины Бакаевой, собственникам МСБ стоит развивать свой бизнес через Instagram и Tik-tok. Это самые эффективные на сегодня интернет-площадки, которые дают хорошую отдачу при грамотном подходе.
— В Казахстане самые активные пользователи находятся в Instagram и Tik-tok. Что касается Facebook, то такой тенденции сегодня на нашем рынке не наблюдается, хотя в Европе Facebook занимает лидирующие позиции. Казахстанским пользователям легче запускаться через Instagram вероятно по причине простого и понятного интерфейса и самой политики площадки.
Что касается Tik-Tok, то он может служить трафиком подписчиков в Instagram. Эта социальная сеть позволяет вызвать и сформировать доверие к лицу компании и самой компании: после просмотра забавного или полезного видео клиент гораздо охотнее станет подписчиком такого аккаунта.
Какая соцсеть нужна стартаперу
По мнению маркетолога компании Signum Resulting Владимира Ерёмина, начинающему предпринимателю необходимо завести страницу в Instagtram.
— Tik-tok и Instagram — хорошие базовые «страницы», которые могут заменить сайт. К примеру, такие инструменты как лента истории в Instagram позволят покупателю ближе познакомиться с вашим продуктом. Что касается Tik-Tok, то сейчас эта соцсеть щедра на трафик.
Например, вы можете вести страничку своей компании, рассказывая о продукте и акциях, а взамен получаете бесплатный охват, интерес и продажи продукта при условии, если вы укажите в Tik-Tok прямую ссылку на Instagram.
Помимо развития Instagram стартаперу необходимо создать сайт, считает Дина Бакаева:
Для стартапа я порекомендовала бы оформить сайт, пусть даже самый простой на Tilda, где будет размещаться информация о компании, услугах, ассортименте.
При запуске бизнеса начинающему предпринимателю не стоит создавать страницу в Facebook, ведь на этой интернет-площадке в основном находится взрослая аудитория, которая мало интересуется бизнесом, уверена Дана Канатова, smm-специалист рекламного агентства «Quick».
В Facebook сидит более взрослая и достигнувшая своих запросов аудитория. По нашим наблюдениям, они в основном следят за новостями и политикой. Поэтому для развития бизнеса больше подходит Instagram.
Стартаперу важно выделить особенность восприятия аудитории в Tik-Tok, считает директор ИП «SMM BZB» Алия Бактыгереева:
Если вы хотите бесплатно получать большое количество просмотров в Tik-Tok, научитесь схватывать тренды на лету и снимать ролики под них, придумывая интересные варианты адаптации. Самое главное при создании видео — зацепить внимание с первых пяти секунд. Если человеку эта информация интересна и полезна, далее он перейдет по всем вашим ссылкам.
Наряду с этим предприниматель может снимать короткие видео в новом разделе Instagram, говорит Айжан Ибраева:
— Я рекомендую познакомиться с новой функцией Instagram Reels, благодаря которой можно снимать собственные ролики до 60 секунд с различными эффектами (аналог Tik-Tok).
Как найти свою целевую аудиторию
В первую очередь бизнесмену нужно проанализировать аккаунты конкурентов и их подписчиков, рекомендует Владимир Ерёмин:
У меня есть три метода анализа конкурентов. Первый — промониторить, кто их лайкает, комментирует, отмечает. Это помогает визуализировать картину потенциальной аудитории. Второй — анкетирование. Предпринимателю нужно поинтересоваться, откуда пришел клиент, как он нашел компанию. И третий метод — использовать таргетированную рекламу. Благодаря рекламе со временем появятся пользователи, которые чаще других лайкают, переходят по вашей рекламе или же совершают покупки.
По мнению Айжан Ибраеваевой, бизнесмен обязательно должен знать основы маркетинга и SMM:
На мой взгляд, предпринимателю важно знать основы работы соцсетей и консультироваться с опытным маркетологом, который поможет с исследованием целевой аудитории. Также желательно проводить онлайн-/офлайн-опросы и анкетирование.
Сколько денег нужно на продвижение
По мнению Алии Бактыгереевой, бюджет на развитие бизнеса в соцсетях в среднем составляет 100-150$ в месяц:
Хорошие бюджеты в месяц составляют 300 долларов и выше (за сутки — 10$).
Дина Бакаева считает, что любому бизнесу необходимо вкладываться в продвижение своих соцсетей:
Предпринимателю не стоит экономить на таких эффективный способах продвижения. Можно начать с минимальных затрат — 100 000 — 120 000 тенге в месяц.
Однако важно понимать, что продвижение бизнеса через социальные сети — процесс не быстрый, говорит Гульнур Балтахан:
— Instagram или любая другая соцсеть — это не волшебная таблетка, которая моментально решит все проблемы, поднимет продажи и узнаваемость бренда. Здесь все индивидуально, рост происходит постепенно. Можно вложить 200 тысяч в рекламу, но не получить быстрого результата.
В моей практике бизнесмены поднимали крупные чеки спустя полгода кропотливой работы и продуманного контент-плана.