Пандемия негативно повлияла на многие субъекты бизнеса. Предпринимателям в спешном порядке пришлось пересматривать свои бизнес-модели. Те, кто смог вовремя адаптироваться, скорректировать или кардинально изменить модель и процессы ведения бизнеса, сейчас чувствуют себя увереннее. К примеру, многие наладили сервис доставки, стали использовать digital-рекламу.
Принятый в Казахстане комплекс антикризисных мер — субсидирование, льготное кредитование, налоговые льготы, мораторий на проверки — тоже оказал позитивное влияние на деятельность некоторых сфер бизнеса.
Однако, несмотря на принятые меры и переформатирование деятельности, многие компании, к сожалению, оказались на грани закрытия.
Как сохранить бизнес и адаптировать под современные условия? Читайте в материале ДЖК.
Кабинет налогоплательщика, проверка договоров и видеофиксация
Управляющий юридической фирмы Salygtez Айдар Масатбаев рекомендует быть бдительными и тщательно проверять всю документацию:
— Исторически сложилось, что основной бедой для казахстанского бизнеса является коррупция в госорганах. Пандемия усугубила ситуацию взаимодействия с властными структурами, а цифровизация, к сожалению, не всегда успешно решает вопросы коммуникации.
На сегодняшний день, по мнению эксперта, особенно «ярко» выражены две проблемы. Первая — эпидемиологическая, которая имеет два решения, причем, друг друга не исключающие.
- Удаленная работа. Если есть возможность, то нужно перевести всех сотрудников на работу в онлайн формате. Хотя, возможно, это не самое идеальное решение, ведь чревато нарушением коммуникаций.
- Вакцинация. Необходимо строгое соблюдение всех санитарных норм как со стороны работников, так и клиентов. Нужно принимать все меры, чтобы выполнение заказа, полученного с большим трудом, не сорвалось, из-за болезни сотрудников.
Вторая проблема — взаимодействие с госкомиссиями различного ранга.
— В настоящее время очень эффективно размещение видеокамер у входа в офис. Благодаря соцсетям многие видели, как работали члены мониторинговых комиссий с предпринимателями. Кроме того,
зачастую наблюдалась и такая неприглядная картина, когда органы госдоходов, проверяя местонахождение плательщика НДС, подъезжали на машине, останавливались в трех метрах от офиса и через пару минут выходили с уведомлением «Об отсутствии налогоплательщика по месту нахождения».
Чтобы сохранить бизнес в условиях пандемии и ограничительных мер, Айдар Масатбаев рекомендует применять следующие инструментарии.
- Ежедневно проверять кабинет налогоплательщика
Нужно «усилить наблюдение» за любыми госплатформами и постоянно мониторить кабинет налогоплательщика.
— В моей практике были случаи, когда налогоплательщика знакомили с уведомлением от налоговых органов через пять-семь дней, а это в принципе неприемлемо!
Эксперт советует включать в свой утренний церемониал проверку кабинета налогоплательщика на предмет поступления уведомления от органов госдоходов.
2. Тщательно проверять все документы
Айдар Масатбаев настоятельно рекомендует проверять расходные договоры на предмет полноты документов, подтверждающих их фактическое исполнение.
— При этом не рекомендую ограничиваться советом бухгалтера, которому, в силу специфики его работы, достаточно наличия актов выполненных работ, приемки товара и счета-фактуры.
Если использовался транспорт, то должны быть документы, подтверждающие перевозку. Необходимо учитывать все нюансы, которые, на первый взгляд, кажутся не такими уж и значимыми.
3. Фиксировать все процессы при помощи видеосъемки
Для усиления доказательственной базы поставки или оказания услуг заказчикам необходимо фиксировать процесс поставки или оказания услуги, рекомендует юрист.
— Недавно я оказался случайным свидетелем того, как один из именитых торговых домов снимал на видео разгрузку товара. При этом видеосъемка началась с беседы с водителем, который сообщил свое имя и фамилию, подтвердил, что он находится в трудовых отношениях с поставщиком. Затем видеокамеру установили на штатив и сняли весь ход разгрузки товара. Полагаю, что все действия проводились для подтверждения фактической поставки товара в случае возникновения фактора неблагонадежности поставщика. И это правильная тактика, — считает эксперт.
Пять важных факторов
Глобальная организация EY Global, которая оказывает профессиональные услуги в разных сферах бизнеса, отмечает пять факторов, которые нужно учитывать в современных условиях:
- Безопасность людей и непрерывное функционирование бизнеса
Чтобы поддержать текущую деятельность в новых условиях с минимальными потерями для бизнеса и минимизировать влияние COVID-19 на компанию, необходимо найти баланс между безопасностью работников и деятельностью компании. К примеру, можно ввести или расширить режим гибкого рабочего графика, найти возможности для удаленной работы сотрудников. В зависимости от отрасли переформировать команды и перераспределить ресурсы. Кроме того, разработать меры по защите персонала и созданию безопасных условий труда.
- Новая стратегия непрерывности бизнеса
Чтобы выжить в кризис, бизнесу следует отслеживать краткосрочную ликвидность. Для этого необходимо:
- внедрить процедуру мониторинга краткосрочных денежных потоков;
- повысить эффективность управления оборотным капиталом, особенно в части взыскания дебиторской задолженности и контроля запасов;
- искать нестандартные решения и действовать на опережение;
- особое внимание уделить регулярному взаимодействию с поставщиками, изучить альтернативные варианты цепочки поставок;
- оценивать финансовые и операционные риски и быстро на них реагировать: мониторить признаки роста прямых затрат и рентабельность, чтобы при необходимости быстро пересмотреть договора;
- отслеживать факторы, которые могут оказать влияние на потребителей, поставщиков, подрядчиков и партнеров. В частности, провести стресс-тестирование бизнеса поставщика первого и второго уровня, которые могут попасть под удар кризиса;
- помнить о том, что риски обесценения активов могут не только ухудшить состояние всего баланса, но и привести к нарушениям ограничительных условий договоров с банками и другими кредитными учреждениями;
- проверить финпланы на устойчивость в различных сценариях и оценить, какое влияние может оказать кризис на финрезультаты и как долго он продлится.
- Взаимодействие с заинтересованными лицами
Прозрачный и постоянный диалог — хороший фундамент для трансформации деятельности и получения текущей поддержки от потребителей, работников, поставщиков, кредиторов, инвесторов и регуляторов. Для этого нужно:
- своевременно информировать потребителей о возможных сбоях в поставках товаров или услуг;
- при взаимодействии с персоналом сохранять баланс между принятием мер предосторожности и сохранением рабочего настроя.
- постоянно оставаться на связи с поставщиками товаров и услуг;
- анализировать кредитные договора, невыполнение которых сопряжено с особыми рисками, избегать формальных нарушений условий;
- анализировать насколько надежна цепочка поставок и обладает ли компания достаточной гибкостью, чтобы выдержать кризис на протяжении трех месяцев.
- Получение максимума поддержки от государства
Постоянно отслеживать, какие меры поддержки принимаются на государственном уровне, какие из них могут принести максимальную пользу с учетом специфики бизнеса и какую еще помощь они могут получить.
- Повышение устойчивости и готовность к новой «нормальности»
После тестирования стратегий на прочность и выбора возможных траекторий развития, не только реализовывать скорректированные планы, но и внимательно отслеживать развитие ситуации. Если существенные отклонения от намеченного плана вовремя заметить, то быстро на них отреагировав, можно избежать дополнительных негативных последствий.
Вера в себя
Бизнес вообще построен на преодолении трудностей и препятствий. Поэтому важно сохранять бизнес и рабочие места любой ценой — тогда вам будет легче стартовать, когда придет время.
По мнению многих аналитиков, после пандемии бизнес в стране ждет совершенно другая жизнь и, вероятно, иначе будет выглядеть и экономика. При этом, главное, сохранять позитивный настрой, верить в себя, стремиться получить максимально возможные меры господдержки.