Женщинам в Казахстане принадлежат более 42 процентов компаний малого и среднего бизнеса. Если посмотреть на данные нацстатистики, получается, что женщинам принадлежит почти 80 тысяч компаний и более 450 тысяч индивидуальных предпринимательств. Какой бизнес сегодня открывают женщины Казахстана — изучала ДЖК.
При этом, по данным Национального бюро статистики, по состоянию на 1 января 2021 общее количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) составило 1 357 311. Среди них доля субьектов МСП, возглавляемых женщинами составляет 587 284 — приблизительно половина всех объектов МСП. При этом женское предпринимательство обеспечивает 1 078 313 или 31 процент рабочих мест в секторе малого и среднего бизнеса.
Согласно статданным Бюро нацстатистики, самый высокий процент МСБ, возглавляемых женщинами, наблюдается в городах Алматы (85 363) и Нур-Султан (65 064), Алматинской (50 839) и Туркестанской (45 344) областях. Наименьшие показатели — в Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях.
При этом в сельской местности женщины возглавляют 17,5% крупных предприятий, 34,5 % средних предприятий, малых — 26,7 %. В городах почти такая же ситуация: 17,8% крупных предприятий, 32,5 % средних предприятий, малых — 28,5 %.
Поддержка женского предпринимательства
Женщины при создании бизнеса сталкиваются с различными трудностями. Основные препятствия — отсутствие информации, ограниченный доступ к финансированию открытия бизнеса, затрудненность административных процедур. Для разрешения этих вопросов в Казахстане действуют следующие госпрограммы:
- программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Енбек»,
- «Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы»,
- «Дорожная карта бизнеса — 2025».
Кроме того, есть различные программы международных организаций и фонда развития предпринимательства «Даму».
Основные ниши — обучение, торговля, риэлторская деятельность
Отрасли, в которых преобладают женские предприятия, направлены на решение социальных проблем. Лидирует сектор образования.
В Казахстане среди женщин наиболее распространены следующие виды деятельности:
- оптовая и розничная торговля – 238 304 (из общего количества — 437 328) — 54 процента от общего числа субъектов МСП,
- образование — 14 599 (21 412) — 68 процентов от общего числа субъектов МСП,
- операции с недвижимым имуществом – 45 235 (76 461) — 60 процентов от общего числа субъектов МСП.
Истории бизнесвумен
В условиях экономического кризиса малое и среднее предпринимательство становятся главным источником дохода для женщин, ведь многие из них вынуждены начать свое дело, чтобы помочь своим семьям. Их предпринимательская деятельность зависит от эффективности условий для ведения бизнеса в стране.
Чтобы не быть голословными и не ограничиваться языком сухих чисел, редакция побеседовала с тремя предпринимательницами, которые открыли свое дело в регионах страны. Причины их начинаний были самые разные: тяжелая болезнь, помощь семье, любимое хобби.
Героини нашего рассказа только начинают свой путь, но объединяет их одно — стремление реализовать свои идеи и приносить пользу себе и, как следствие, стране в целом.
Побеждая болезнь
Наталья Ревягина 20 лет проработала педагогом-психологом в лицее города Экибастуз. Но в 2015 году из-за тяжелого заболевания ей пришлось сменить вид деятельности.
— Любовь к вязанию и шитью традиционна для нашей семьи. Этим занятием занимались мои бабушка и мама, ведь в трудные годы эти умения помогали выживать. А теперь и у меня любительское вязание перешло в профессиональное. С 2018 года я работала в статусе самозанятой. Сначала вязала крючком в различных техниках, — рассказывает Наталья.
Отметим, что диапазон работ мастерицы довольно широк: от головных уборов и аксессуаров до плечевых изделий. Особое пристрастие — к вязанию зонтов и шляп крючком. При этом, клиентская база Натальи не ограничивается только Казахстаном: изделия искусницы с большим удовольствием приобретают и россиянки. А в 2018 году в онлайн конкурсе казахстанских вязальщиц Наталья Ревякина заняла призовое место.
— Семья поддерживает мои начинания. Мы купили две вязальные машины: механическую и электронную. Машинное вязание позволило разнообразить ассортимент и увеличить производство. В мае 2021 года я окончила курсы «Бизнес бастау» от НПП «Атамекен», затем под руководством бизнес-тренера Акмарал Сайткуловой написала бизнес-план. Уже летом открыла мастерскую по авторскому трикотажу ИП «Кружевница». Спустя некоторое время я выиграла в конкурсе на получение госгрантов и дополнительно приобрела вышивальную машину и парогенератор, — поделилась своими успехами предпринимательница.
У Натальи активная жизненная позиция, она входит в состав Общественного фонда «Победители» для онкобольных Экибастуза, ведет там кружок вязания и группу по лечебному голоданию.
— В перспективе я хочу изучить искусство машинной вышивки, чтобы использовать ее в новом дизайне своих работ. Очень интересует казахская национальная вышивка. Казахскими узорами уже оформляю свои авторские головные уборы: панамы и шляпы. В планах на будущее — расширение производства и собственное помещение под мастерскую.
Мечты, воплощенные в реальность
Уроженка Павлодара Александра Верхова в детстве совсем не думала о швейном деле. Но родители решили направить девушку на обучение по специальности «портной универсал» в городской лицей. Лишь во время практики Александра поняла, что швейное дело – ее призвание.
Пять лет она работала в ателье по индивидуальному пошиву, затем три года — на массовом производстве. В декретном отпуске, убедившись, что хорошая детская одежда стоит дорого, а вещи, которыми торгуют на рынках, намного хуже по качеству, Александра решила сама шить одежду для детей. Приобрела швейную машинку, хорошие ткани, со временем появились первые заказчики. Затем Саша окончила курсы «Бастау бизнес».
— Я не верила, что смогу получить госгрант, но в итоге выиграла и сразу же приобрела две швейные машинки. Так, благодаря господдержке и проекту «Бастау бизнес» я начала свое дело. Отмечу, что обучение было полезным, я узнала очень много о ведении бизнеса.
Сейчас Александра шьет на заказ, а планы у нее грандиозные.
Я рада, что в Казахстане предоставляется возможность любому открыть свое дело. Надеюсь, что буду шить вещи с лейблом «Made in Kazakhstan». Пока малыш спит, уделяю время любимому занятию. В будущем планирую открыть цех, взять в помощницы швей и шить дизайнерские вещи для взрослых и детей, — поделилась с нами Александра.
Сладкая выпечка
Руфина Жумабаева работала на атырауском заводе, а дома часто баловала родных выпечкой. Во время декретного отпуска женщина решила обратить свое хобби в небольшой бизнес.
— Профессия кондитера издавна почетна в нашей семье. Моя мама очень хорошо пекла, поэтому, наверное, от нее и мне передалась любовь к выпечке. Родным очень нравятся испеченные мною кондитерские изделия. В 2020 году я получила первый заказ на сметанник и заказчик был очень доволен. Потом я предложила свои пироги для продажи в соседние магазины, — рассказала нам Руфина.
Прочитав в Инстаграме, что алматинский кондитер Шолпан Муканова проводит мастер-класс в Шымкенте, девушка собрала все свои деньги от продажи пирогов и поехала на встречу с Шолпан. Вдохновленная идеями алматинского мастера, Руфина решила творить дальше и создавать кондитерские шедевры.
— Особых приспособлений и средств у меня не было, я использовала лишь миксер и духовку, но все же изделия моим заказчикам нравились. Заказы стали увеличиваться. Набираюсь опыта — я люблю учиться и экспериментировать, — поделилась с нами Руфина.
Узнав о том, что в НПП «Атамекен» обучают основам предпринимательства, девушка окончила курсы «Бизнес Бастау» и зарегистрировала ИП «Rufi_sweets». Особой радостью стало получение госгранта в размере 200 МРП. На полученные средства Руфина купила электропечь и машинку для декора.
— Сейчас мы строим кондитерский магазин, я планирую открыть кондитерский цех возле дома и пригласить на работу земляков. Надеюсь создать команду из десяти кондитеров. В будущем хочется открыть кондитерские магазины в соседних районах и обеспечить сладкой выпечкой ближайшие аулы.
Росту женского предпринимательства будет способствовать государственное и общественное внимание к этой теме. Отрадно, что в нашей стране женский бизнес активно развивается и дает возможность всем казахстанкам раскрыть свой потенциал.