Пандемия коронавируса обошлась мировой туристической деятельности в миллиарды долларов. Из-за ограничительных мер множество предприятий этой отрасли закрылись, ушли с рынка авиа- и туристических услуг в другой бизнес, сотни тысяч людей стали безработными.
Как сегодня выживают турфирмы Казахстана? Насколько эффективными оказались меры поддержки туротрасли со стороны государства? Какие способы помогут оживить бизнес данной сферы?
Эти вопросы ДЖК адресовал крупнейшему в Алматы турагентству (прим.ред. — по просьбе представителей компании редакция не озвучивает название агентства).
— Нацкомпания «Казахтуризм» недавно в одной из наших статей привела в пример несколько мер господдержки, которые должны помочь казахстанским предпринимателям, работающим в сфере туризма, восстановиться после пандемии. Лично вашей компании какие меры помогли?
— Государственная поддержка была эффективной только в части субсидирования ставки вознаграждения до 6% для субъектов МСБ, которые вошли в список пострадавших отраслей экономики в период пандемии, к ней относится и туризм. Кроме того, вовремя были предприняты меры по освобождению предпринимателей от части налогов.
Тем не менее, закрытые границы, НЕДОСТАТОЧНОЕ авиа- и жд- сообщение негативным образом повлияло на бизнес турфирм
Антимонопольное законодательство «хромает»
— Какие меры, на ваш взгляд, необходимы, чтобы туротрасль Казахстана восстановилась и вернулась на показатели доковидного периода?
— Мы думаем, что необходимо доработать механизмы работы госорганов, которые регулируют финансовый рынок МСБ и обратить пристальное внимание на антимонопольное законодательство. Дело в том, что крупные компании имеют большие преимущества, практически отбирают весь рынок, что ставит компании МСБ изначально в неравные условия на рынке авиа- и туруслуг.
Однако органы Антимонопольного комитета, на наш взгляд, не проводят должным образом проверки крупных игроков и не воздействуют на участников рынка в части соблюдения антимонопольного законодательства.
Поэтому, на наш взгляд, очень важно провести тщательную работу в области антимонопольного законодательства. Необходимо разработать четкое законодательство, которое помогало бы регулировать все положения по конкуренции, развитию тур- и авиауслуг.
Кроме того, мы считаем, что необходимо разработать открытые условия для развития внутреннего туризма
Необходимо создать такие условия, чтобы предприниматели Малого бизнеса могли наравне с другими участвовать в государственных проектах/тендерах
Тогда они будут заинтересованы развивать свой бизнес не на один сезон, а в перспективе на несколько лет.
Банковские процедуры нужно упростить
Долгие процедуры согласования и прохождения всех этапов на уровне банка отнимают много времени, сил, ресурсов. Несмотря на то, что в регламентах банка указано, что на согласование требуется одна-две недели, по факту в эти сроки никто не укладывается и все дело затягивается до двух месяцев.
Все государственные программы по поддержке сектора МСБ проходят через БВУ, где основным условием получения денег по господдержке являются наличие бизнеса, залогов и отличная кредитная история.
Предприниматели, у которых нет залогов и у которых уже есть кредитные обязательства, не могут получить займы.
Вопрос по амнистии кредитных историй
Что касается такого критерия, как отличная кредитная история, то на практике выходит, что компании или ИП, которые имели просрочки, но впоследствии их закрыли, теперь не могут получать кредиты. Почему у нас нет амнистии по кредитной истории? Почему бы госорганам не проработать и этот вопрос?
Covid-19 — худший в истории кризис
Всемирная туристская организация называет текущую ситуацию худшим в истории кризисом. По прогнозам организации, рынок туризма — в зависимости от того, как долго будут закрыты границы и действовать ограничения, — может потерять от миллиардов до триллионов долларов.
Тем не менее, бизнес не стоит на месте, а пытается выжить, рассчитывая сегодня на внутренний туризм. При этом стоит отметить, что до пандемии казахстанцы из года в год отдавали предпочтение выездному туризму. По мнению большинства соотечественников, в Казахстане отсутствует нормальная инфраструктура, низкий уровень сервиса.
А вот для того чтобы развивать направление внутреннего туризма, необходимо улучшать инфраструктуру, проводить открытые тендеры, одним словом, создавать такие условия, чтобы предприниматели МСБ смогли наравне с крупными игроками рынка найти свою нишу.