Site icon Деловая Жизнь Казахстана

Образовательный бизнес РК после пандемии: выживут только крупные компании

online vs offline retina1 1024x500 2x Образовательный бизнес РК после пандемии: выживут только крупные компании

Фото: digital.report

Пандемия коронавируса повлияла на многие отрасли бизнеса. Ранее ДЖК  писала о ситуации в туристической сфере, где предприниматели рассказали об эффективности государственных мер и предложили свои идеи по выходу из кризиса.

В этом материале мы разбираемся, как на сегодняшний день работают компании, которые занимают нишу образовательного сектора, какую помощь им оказывает государство в это непростое время, а также расспросили владельцев бизнеса, какие, на их взгляд, меры могут помочь оживить их рынок. 

Меры поддержки

Несмотря на предложенные меры по рефинансирование кредитов, поддержки в рамках госпрограмм «Дорожная карта бизнеса 2025» и «Экономика простых вещей, несмотря на освобождение от уплаты налогов малого и микропредпринимательства, владельцы бизнеса имеют большие трудности.

По итогам первого полугодия 2021 в рамках двух государственных программ было просубсидировано 12 447 проектов на общую сумму кредитов 441 млрд тг, предоставлено гарантий по 10 788 проектам на сумму кредитов 187 млрд тг. 

Выживаем как можем

Елена Дружинина, директор образовательного центра «Talent», в беседе с нашим корреспондентом отметила, что никакой поддержки со стороны государства ее центр не получил, весь бизнес ушел в минус:

Елена Дружинина. Фото из личного архива

— От налогов нас освободили, 42 500 тенге дали, а работать мы не могли — все было закрыто. При этом за аренду с 50-процентной скидкой нужно было платить. Хоть и была предоставлена такая скидка, но доходов не было, одни расходы в течение нескольких месяцев. В конечном итоге, о какой поддержке со стороны властей можно говорить, если все показатели ушли в минус?

Представители детского центра «HappyVille» также подтвердили, что никаких мер помощи бизнесу они отметить не могут.

В другом образовательном центре, представители которого попросили не озвучивать его название, рассказали, что центр пришлось закрыть в связи с кризисом в бизнесе:

«В период карантина мы получили 42 500 тенге и все на этом. Мы были вынуждены попросту выйти из бизнеса, несмотря на то, что вложили много средств, времени и сил».

Еще одна предпринимательница из Алматы, основательница языковой школы, на условиях анонимности рассказала, что никакой поддержки бизнесу не было оказано ни тогда, ни сейчас.

кроме того, введены ограничения по работе преподавателей без прививок.

— Мы открыли свой центр в 2020 году и сразу начался карантин. В целом теряем преподавателей, из-за невозможности покрыть рабочие часы нагрузкой, теряем учеников, так как они становятся неплатежеспособными, рушится расписание, уроки. Рушится весь бизнес. При этом затраты растут чуть ли не ежедневно — требуется все больше ресурсов на рекламу, маркетинг, оплату администраторам, цена на аренду повышается. Пока работаем в минус себе, — поделилась директор школы

Надежда только на свои силы

Ерке Утегенов, директор школы английского языка «Study Hard», отмечает, что  в нынешних условиях полагаться приходится только на самих себя:

— С начала пандемии все попали очень сложный период времени. Мы говорим не только о малом и среднем бизнесе, но о покупательской способности, новых ценностях в обществе. В этот период власти РК предпринимали разные способы для стабилизации экономики, но малый бизнес, в том числе и частные образовательные учреждения, выживали своими силами. Многие перешли в онлайн-формат, при этом количество клиентов сократилось в несколько раз».

Вот так выглядел наш центр без учеников

Фото из архивов школы

Вот как он выглядит сейчас, когда ограничения смягчили:

Фото из архивов школы

Интернет не заменит традиционную школу

На ваш взгляд, после дистанционного обучения, которое получали казахстанские дети в течение полутора лет, родители будут тратить деньги на частных репетиторов и дополнительные занятия, несмотря на кажущуюся возможность найти в интернете все и обо всем. Никто и никогда не заменит живого общения между учителем и учеником. Это мнение поддерживают и наши спикеры:

— По нашим наблюдениям, родители склоняются к выбору привычных центров в офлайн-формате с живым общением. На сегодняшний день наша компания предоставляет услуги в прежнем объеме. Ценовая политика осталась такой же как и до локдауна, несмотря на то, что многие все же цены подняли, — отметил Ерке Утегенов.

— Родители всегда будут тратить деньги на развитие детей.

Чем хуже будет образование, тем выше будет спрос на частные образовательные центры. Могу с уверенностью сказать, что чем дольше продолжиться онлайн, тем активнее будет процветать наш бизнес. За это я не переживаю,

— говорит Елена Дружинина.

О сегодняшних предпочтениях родителей в сфере образования рассказали и в Детском центре «HappyVille»:

— Родители сегодня хотят, чтобы группы были маленькие, а стоимость абонемента — небольшой. Если мы будем формировать мини-группы, то работать будем себе в убыток. Аренда очень дорогая, а хорошие учителя требуют соответствующих зарплат. В среднем выходит, что ежемесячная оплата сегодня составляет не менее 80 тысяч тенге, при этом в условиях кризиса не все казахстанцы могут позволить себе такие расходы. Вот и выходит, что наш бизнес будет еще очень долго восстанавливаться.

Какой поддержки ждут предприниматели?

В частном образовательном бизнесе самая большая проблема — это высокая стоимость за аренду, говорит Елена Дружинина.

Если бы государство предоставляло помещения или выделяло льготы на аренду, то это существенно снизило бы нагрузку на бизнес. 

Стоимость на аренду растет постоянно, а вот доходы у населения — нет. При этом зарплата школьных преподавателей увеличивается — соответственно, в школе сейчас выгоднее работать, чем на курсах. На мой взгляд, государству нужно субсидировать определенные кружки, и, помимо этого, стоит продлить освобождение налогов, — считает Дружинина.

Бизнес говорит о своих проблемах неохотно

Редакция ДЖК в рамках подготовки данного материала опросила более 50 ТОО и ИП, действующих на рынке частного образования, по теме их работы в условиях коронакризиса, однако получила не более семи откликов. Из этого числа только четыре компании поделились своим опытом. Это уже не первый случай, когда на журналистские запросы многие владельцы бизнеса не хотят отвечать. Почему? Страхи? Ощущение, что их мнение никто не услышит или что оно будет бесполезным?

На наш взгляд, предпринимателям не стоит замалчивать свои трудности. Им необходимо говорить о них открыто и безбоязненно, отстаивать свои права, добиваться справедливости, только тогда лед, как говорится, тронется. 

Если вы желаете высказаться по своей проблеме, просим обращаться в редакцию!

Exit mobile version