В докоронавирусную эпоху отрасль представляла собой 102 кинотеатра с 368 залами и ежегодным оборотом средств от продажи билетов в размере 18 млрд. тенге. Однако из-за введенных ограничительных мер, как рассказали ДЖК представители Государственного центра поддержки национального кино, в Казахстане закрылись пять кинотеатров с 20 залами, среди них «Енлик Кебек» в г. Семей, Silk Way, Nomad и Cinema Towers в Алматы.
При этом общие валовые сборы за 2,5 месяца (в период с 1 января по 14 марта 2020 г.) составили 6 435 946 097 тг. Из них доля казахстанских — 1 802 097 096 тг. и зарубежных — 4 633 849 001 тг. (включая российские — 659 838 772 тг).
Любопытно, что даже после смягчения карантинных мер казахстанцы стали гораздо реже ходить в кинотеатры. Об этом говорят следующие цифры. Так, за пять месяцев, с 1 января по 7 июня 2021 г. общие валовые сборы составили 4 668 653 957 тг. Из них на долю казахстанских приходится 234 662 471 тг. , на долю зарубежных – 4 434 021 486 тг. (включая российские — 555 441 333 тг).
Таким образом, по сравнению с первым кварталом 2020 года количество показанных казахстанских фильмов снизилось в два раза (14,5 процентов — 2020 год, 7,4 процентов — 2021 год).
По общим валовым сборам за пять месяцев 2021 года выручка упала с почти 6,5 млрд до менее 4 млрд тенге, а доля казахстанских фильмов в бокс-офисе страны снизилась с 28 процентов до 5 процентов.
Как нам рассказал коммерческий директор Chaplin cinemas Дмитрий Кириенко,
отрасль в период пандемии ежемесячно несла убытки в размере 200-300 миллионов тенге.
В этом году ситуация продолжает ухудшаться, подтверждают в госцентре поддержки национального кино. В настоящее время в Казахстане из-за повторного запрета на работу кинотеатров не могут открыться еще пять кинотеатров – «Евразия» в Нур-Султане, и четыре кинотеатра сети «Жалын» в Актау и Жанаозене.
Редакция ДЖК поговорила с представителями киноиндустрии Казахстана, и узнала, что каково положение отрасли в настоящее время.
Низкая посещаемость
Для многих людей посещение кинотеатров не было популярным развлечением что до пандемии, что после нее. Тенденция такова, что кинозалы уже без эпидемий теряют место в культуре: кино можно смотреть дома в уютной обстановке с экрана различных устройств. Во многом такой тренд связан с развитием стриминговых сервисов, широким распространением кино без регистрации и приобретением подписок. Поэтому отрасль и без пандемии испытывала большие потери.
По мнению гендиректора компании «Меломан» Вадима Голенко, посещаемость кинотеатров в Казахстане очень низкая:
В стране проживает 18 млн граждан, из них примерно только 200 тыс. посещают кинотеатры. Стоит отметить, что это цифры допандемийные, что касается постпандемийных, то их нет. При этом культура кинопосещений, как кинодосуг, приходится на крупные мегаполисы, а именно на Алматы и Нур-Султан.
Эксперт отмечает, что ковидная эпопея только ухудшила состояние отрасли:
В Казахстане слабо развита культура посещения кинотеатров. А пандемия еще больше усилила негативный тренд: владельцы бизнеса понесли огромные убытки, персонал лишился работы.
Несмотря на то, что кинотеатры сейчас открыты, зрители ходить туда особо не стремятся из-за требований по Ashyk. Такой формат при посещении кинозалов отпугнул многих:
Сегодня кинотеатры работают также, как и торговые центры, в выходные могут прийти только те, у кого есть «зеленый» статус. Мы, откровенно говоря, с большим опасением ждем нового постановления санврача.
Реанимация отрасли
Все же, несмотря на тяжелую ситуацию, благодаря масштабным релизам и рекламе посещаемость кинотеатров несколько увеличилась. Такие маркетинговые инструменты как локомотивы тянут отрасль вперед, считает Дмитрий Кириенко:
— Благодаря прокату мировых фильмов, таких как «Веном-2», «Дюны», «Не время умирать» киноотрасль в Казахстане поднимается. Однако еще рано говорить, что кинотеатры быстрыми темпами возвращают себе себе рентабельность.
Мы пока находимся в начальной точке реанимации кинотеатрального бизнеса, — говорит эксперт.
Стоит отметить, что в Казахстане в прокат ежегодно выходило 300 фильмов, 10 из которых — самые ожидаемые, и как следствие, кассовые. «Следует подчеркнуть, что эти фильмы, как правило, производства США, Европы и России. К сожалению, в этот список не входит национальное кино, на которое выделяются огромные средства», — отмечает Вадим Голенко.
Отсутствие помощи
За прошедшие годы государство вложило значительные средства в производство отечественных фильмов. Помимо этого власти запланировали модернизацию киностудии «Казахфильм». Как рассказали в госцентре поддержки национального кино, в ближайшее время ожидается выход трех крупных и дорогостоящих проектов. Фильмы посвящены истории Золотой Орды, а также Жамбылу Жабаеву и Ахмету Байтурсынову. Стоит отметить, что в 2019 году финансовую поддержку по линии Киноцентра получили 17 кинопроектов, в 2020 — 39.
Однако Дмитрий Кириенко считает, что данные проекты не спасут киноиндустрию от кризиса:
— У нас в стране существует Центр поддержки национального кино, однако в его обязанности входит лишь только распределение бюджетных средств на поддержку такой отрасли, как национальное кино. Ежегодно Центру выделяется примерно пять-семь миллиардов тенге на производство контента, который, в большинстве своем, не приносит никакой прибыли. При этом в стране кинотеатры не воспринимают как часть национального кино, как часть рынка. О помощи бизнесу индустрии никто даже не задумывается: ни Центр поддержки, ни министерство культуры.
В свою очередь, представители Центра отметили, что за прошедшие годы государство вложило значительные средства в производство национальных фильмов. Основная монетизация произведенного контента происходит в кинотеатрах, которые переживают сейчас тяжелый период.
— Мы неоднократно перед минкультуры поднимали вопрос поддержки бизнеса индустрии. Мы знаем, что владельцы кинотеатров в отношении проката национальных фильмов настроены крайне пессимистично, при этом они справедливо рассчитывают на соответствующую помощь государства. Однако решение этого вопроса от Центра не зависит.
В чем выход?
Эксперты считают, что без госпомощи деятельность кинотеатров хоть и будет восстанавливаться, но крайне медленно. Помимо этого у предпринимателей в настоящее время нет возможности открывать новые залы из-за низкой привлекательности бизнеса для инвесторов, учитывая, что открытие одного кинотеатра начинается от двух миллиардов тенге.
Государству необходимо обратить пристальное внимание на отрасль, говорят наши собеседники. Это очень важно для поддержки национального кино, а также для производства и продвижения фильмов на государственном языке. На уровне минкультуры предлагается принять решение об аренде залов для проката национальных фильмов и кино на казахском языке. Сейчас нужно поддержать кинотеатры, которые производят собственные фильмы, и отнести их к статусу национальное кино.
«Отрасль может подняться из руин, если кинотеатры будут находиться в цепочке государственного финансирования», — уверен Вадим Голенко.
Председатель правления Государственного центра поддержки национального кино Есетжан Косубаев считает, что на правительственном уровне нужно рассмотреть вопрос о мерах по оказанию единовременной помощи кинотеатрам в сумме 2,1 млрд тенге, а также освободить кинотеатры от уплаты от НДС до 2024 года.
Тем временем, в соседней с Казахстаном стране — России — свыше 1 тыс. кинотеатров получили средства, которые выделило правительство из резервного фонда на поддержку киноиндустрии, пострадавшей в период пандемии. Организации кинематографии получили помощь от государства в размере 4,2 млрд рублей. Из них 2,1 млрд рублей были распределены на содержание и развитие материально-технической базы. Например, на оплату труда работников, уплату налогов и сборов, страховые взносы, аренду и содержание имущественных комплексов, а также на погашение задолженности.