Мы неоднократно подчеркивали, что наш портал активно отстаивает права казахстанских предпринимателей. С этой целью мы постоянно сотрудничаем как с государственными органами, так и с политическими организациями и экспертами. Сегодня мы публикуем обращение партии «Ак жол», показавшее, насколько близки этой авторитетной фракции интересы казахстанских бизнесменов
Первому заместителю Премьер-Министра РК Смаилову А. А.
Генеральному прокурору РК Нурдаулетову Г. Д.
В партию «Ак жол» поступают массовые обращения предпринимателей, подвергшихся необоснованным санкциям по признанию сделок недействительными. Суммы доначислений доходят от нескольких миллионов до нескольких миллиардов тенге, что приводит к полному банкротству предприятий.
Ранее, в депутатских запросах от 12.02.2020 г. и от 04.11.2020 г. мы указывали, что количество таких исков за последние три года выросли в 9 раз и уже исчисляются тысячами. Мы требовали выработать объективные критерии фиктивности сделки и прекратить гонения на бизнес.
12 февраля 2020 года на площадке «Ак жола» состоялась встреча бизнеса с представителями Верховного суда, Генпрокуратуры и Комитета госдоходов. По результатам обсуждения, 4 марта 2020 г. Верховным судом из нормативного постановления (№4 от 29 июня 2017) были исключены пункты, устанавливавшие, что сделки могут признаваться недействительными при «недостаточности» (по мнению налоговиков) материальных и трудовых ресурсов бизнеса, за что мы признательны руководству Верховного суда.
Однако решения судов на местах по-прежнему опираются на предположения налоговых органов, а доводы бизнеса игнорируются. Можно выделить ряд типичных оснований, приводимых налоговыми органами для доначисления налогов.
Во-первых, это предположения налоговиков о невозможности осуществления налогоплательщиками сделок операций в силу отсутствия необходимых активов, материальных и трудовых ресурсов. При этом совершенно игнорируется тот факт, что бизнес нередко привлекает заемные средства, нанимает технику и кадры под конкретные проекты.
Поэтому оценке должны подлежать не столько текущие ресурсы предприятия, сколько фактическое исполнение сделок, в виде поставленной продукции или выполненных работ. Однако, при рассмотрении судами подобных споров, суд не принимает во внимание эти аргументы.
Во-вторых, суды удовлетворяют иски, когда налоговые органы считают сделку недействительной лишь на основании фиктивности счетов-фактур.
Между тем, выписанная счет-фактура сама по себе может являться только одним из доказательств недействительности сделки. При этом счет-фактура не является сделкой. Фактом подтверждения сделки, прежде всего, служит ее материальное исполнение, а не бюрократическое оформление в виде счета-фактуры.
Третьим, широко используемым основанием доначисления налогов, фискальные органы используют фактор недобросовестного контр-партнера, когда при выявлении одного нарушителя всех его контр-партнеров по цепочке сделок автоматически относят к недобросовестным налогоплательщикам и повторно доначисляют суммы налогов, штрафов и пени за весь период.
Мы не защищаем действительных мошенников, но настаиваем, что санкции должны возлагаться именно на преступников, а не на реально работающий бизнес.
Но нынешняя практика свелась именно к тому, что ответственность перекладывается на добросовестные предприятия. Конечно, это проще, чем выявлять сокрытое имущество и выведенные капиталы обнальных фирм. В результате предприниматель, который добросовестно оплачивает все налоги в бюджет, в одночасье становится банкротом, а десятки и сотни сотрудников – безработными.
Не случайно, Глава государства на совещании по вопросам модернизации судебной системы 12 января т.г. подчеркнул: «Я считаю, что вмешательство в дела бизнеса со стороны госаппарата и всех других лиц должно приравниваться к тяжкому преступлению».
В связи с вышеизложенным, депутатская фракция «Ак жол» просит:
1. Ввести персональную материальную ответственность чиновников налоговых органов за нанесенный ущерб добросовестному бизнесу.
2. Прекратить практику подачи исковых требований налоговых органов о признании сделки недействительными только лишь на основании выставленных счетов-фактур либо отсутствия у налогоплательщика активов, материальных и трудовых ресурсов;
3. Запретить органам налоговых служб выставлять уведомления на основе проверки одного налогоплательщика его контрагентам без решения суда в отношении каждого из них.
Коллективные обращения предпринимателей прилагаются.
С уважением, депутаты фракции «Ак жол»