Нужен ли казахстанским предприятиям сертификат CT-KZ или это лишние траты? Каков срок его действия и где его можно зарегистрировать? Эти и другие вопросы были обсуждены на онлайн-проекте Atameken business club.
Что необходимо определить перед запуском своего предприятия?
- Рассчитать предварительную себестоимость продукции и цену продукции
- Определить рынок и каналы сбыта:
- Кому будет интересна выпускаемая продукция?
- Где и как будет продаваться, как будет проводиться доставка?
3. Подготовить учетную политику, в том числе определить задачи бухгалтерского учета (отражение расходов, расчет фактической себестоимости продукции, контроль за использованием ресурсов).
Обязательно в Учетной политике указать параметры, пропорционально которым распределяются накладные расходы:
- Объём выпущенной продукции.
- Объём оплаты прямого труда основных производственных рабочих.
- Объём машино-часов работы оборудования.
- Вес и объём перевозимых грузов.
- Стоимость основных материалов.
- Стоимость оказанных услуг.
Режим налогообложения
Согласно упрощенной декларации налоговый режим для субъектов малого бизнеса составляет 24 038 МРП
В общеустановленном режиме отсутствует какие-либо ограничения, будь то в размере оборота по реализации, численности сотрудников или видах деятельности. Но за такие возможности приходится платить как повышенной ставкой корпоративного подоходного налога (ставка КПН 20%), так и полноценным бухгалтерским учетом доходов и особенно расходов.
СНР розничного налога, введенный для поддержки ряда видов деятельности, предусматривает ставку налогообложения 3%. (ставка действует только в период 2021-2022 гг. С 01.01.2023 г. вводятся в действие поправки в порядок применения данного спецрежима: с 01.01.2023 −01.01.2025 гг. будет применяться ставка налогообложения 6% (кроме налогов, удерживаемых у источника выплаты).
СНР для крестьянских хозяйств ставка налога — 0,5%.
Сертификат CT-KZ: что такое и зачем нужен
Это сертификат о происхождении товара, другими словами документ, который подтверждает, что страной происхождения товара является Казахстан. Срок действия сертификата равен сроку действия акта экспертизы о происхождении товара. Также сертификат действует только на тот объем товара, что указан в акте экспертизы.
Получение документа является добровольным. Наличие сертификата дает предпринимателю некоторые льготы при участии в госзакупках:
- уменьшение условной конкурсной цены на 0,1% за каждый 1% местного содержания;
- условное уменьшение цены конкурсной заявки на 10% за наличие местного содержания, если потенциальный поставщик товаров является отечественным товаропроизводителем
Получить документ можно в НПП «Атамекен» на платной основе. Обратиться можно в любое региональное отделение Нацпалаты. Проверить выданный сертификат можно на портале ks.gov.kz.
По мнению спикера онлайн-встречи Ерсынгали Оразалинова,
изначально сертификат был рассчитан на то, чтобы отечественные компании-производители были конкурентоспособными. Благодаря этому бизнес может участвовать в тендерах и даже в экспорте своих товаров.
Стоит ли брать франшизу: плюсы и минусы
Франшиза — это способ развития и организации бизнеса. Купив франшизу предприниматель получает поддержку в лице управляющей компании (франчайзера). Помимо этого бизнесмену не нужно думать про закуп товаров, дизайн, рекламу и продвижение и др.
Минусы: некачественная франшиза или «псевдофраншиза», которые занимаются не развитием и продвижением бизнеса, а просто сбытом товаров. Плюс к этому это работа в чужом бизнесе и жесткая регламентация ведения деятельности.
Если выбирать между отечественной и зарубежной франшизой, то предприниматель должен знать о дополнительной финансовой нагрузке и отчетности.
Все вокруг говорят про негативное влияние пандемии, но у этого явления, оказывается, есть положительная сторона. Казахстанцы стали чаще приобретать отечественные товары, стоимость которых, как правило, ниже зарубежных.