Site icon Деловая Жизнь Казахстана

Война и наш бизнес

war Война и наш бизнес

Сложности в экономике, непостоянность курса, задержание грузов и многое другое

На фоне последних мировых геополитических событий и скачков курсов основных валют предприятия Казахстана столкнулись с ухудшением экономического состояния отдельной части бизнеса. Мы разбираемся с положением дел на сегодняшний день и делимся полезными рекомендациями от эксперта.

«Военная операция»

24 февраля президент РФ Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции на Украине после обращения руководителей ДНР и ЛНР, официально попросивших российского лидера ввести войска.

Президент Украины Владимир Зеленский ввел в стране военное положение. Корреспонденты западных СМИ и украинцы начали сообщать в соцсетях о ракетно-бомбовых ударах по Киеву и другим крупным украинским городам, население которых начало срочно эвакуироваться в бомбоубежища. По сей день на территории Украины продолжаются вооруженные столкновения. Итог: убитые и раненые. Данные о точном количестве погибших с двух сторон являются противоречивыми.

В свою очередь, Казахстан придерживается нейтралитета в конфликте Украины и России и не поддерживает ни одну из сторон.

Проблемы судоходов

К первым упоминаниям о проблемах казахстанского бизнеса из-за происходящих событий на Украине относится распространившееся в сети открытое письмо Каната Копбаева, совладельца компании Kusto Group. В нем он обратился к бизнес-сообществу, правительству и главе государства, рассказав о сложной ситуации с доставкой грузов. В публикации предприниматель подчеркнул, что санкции в отношении России также катастрофически затрагивают предпринимателей Казахстана и призвал бизнес-сообщество донести глубину проблемы до правительства и профильных ведомств страны. 

Он отметил, что Казахстан, который не имеет прямого выхода к морю, доставляет грузы в основном через российские порты, с которыми иностранные судоходные компании, по его данным, полностью прекратили работать из-за санкций.

«Как вы все знаете, 90% наших грузов шли через нашего соседа. Мы занимаемся отгрузкой продукции через российские порты, и сегодня я осознал всю глубину проблемы, в которой мы оказались. Сегодня в течение дня все крупные судоходные компании отказались принимать грузы, в том числе и из Казахстана», — говорится в письме Конбаева.

По информации Каната Копбаева, в течение пары часов перегрузочные транзитные порты: Антверпен, Гамбург, Роттердам и Мугга отказались принимать грузы из Казахстана и России. Кроме того, европейские партнеры заявили, что европейские банки блокируют все платежи в России и Казахстане. Индийские компании также сообщают, что через их корсчета в США не пускают платежи обеих стран.

Министерство иностранных дел позже прокомментировало обращение бизнесмена. В ведомстве заверили, что они внимательно отслеживают ситуацию. В МИДе также провели консультации с администрациями ключевых европейских портов. Так, по полученной информации, ограничения на работу с казахстанскими грузоперевозчиками не были обнаружены.

Все не так просто

Однако к началу марта в оперативный штаб в НПП «Атамекен» начали поступать аналогичные обращения от представителей бизнесов, связанных с перевозкой грузов. Так, например, у кызылординской ПТ «Абзал и Компания» три вагона застряли в России в направлении Украины. Заместитель директора компании Айгуль Космуратова сообщила, что компания опасается потери вагонов с товаром и за их сохранность.

«Конечно, мы понесем большие расходы, убытки, возврат обратно на территорию. Если будет возможность перепродать товар на территории России, нам нужно будет оперативно поменять документы, сертификаты происхождения, фито и так далее. И, в данном случае нам, конечно, нужна будет помощь правительства и госорганов», — рассказала она.

Несколько предпринимателей поделились тем, что не могут пересечь морскую границу.

«Из-за сложной ситуации на границе с Китаем, которая возникла во время пандемии, наши предприниматели изменили логистику. Однако, из-за происходящих в Украине событий, грузы в Черноморском порту не могут быть направлены в Казахстан», — рассказал председатель регионального совета Северо-Казахстанской области Олег Иванов.

Во многом Казахстан выручила латвийская сторона, которая представила мощности и пропускную способность латвийских портов и заявила о готовности принимать казахстанские грузы.

Рука помощи

Вместе с тем, правительство нашей страны старается помочь казахстанским предпринимателям, попавшим в затруднительные обстоятельства. О том, какие меры на сегодняшний день мер предпринимаются государством, нашему корреспонденту рассказал директор палаты предпринимателей города Алматы Айтуар Кошмамбетов.

«Хочу сказать, что в настоящий момент создана горячая линия. Туда уже обратились порядка 55 дальнобойщиков, которые застряли в Украине или в России. Большую часть из них уже сопроводили наши коллеги, как из Национальной палаты, так из министерства иностранных дел, посольств стран. В этой части мы помогаем и оказываем содействие. Иной вопрос — это логистические нюансы, которые сейчас возникают. Эту проблему подняли недавно представители бизнеса», – рассказал он.

По словам Кошмамбетова, по инициативе бизнеса создан антикризисный оперативный штаб под председательством премьер-министра Казахстана. В нем принимают участие как государственные органы всех задействованных министерств, так и сами представители бизнеса.

«Любой предприниматель, который столкнулся с какими-то проблемами, связанными не только с перевозкой грузов, транспортировкой и логистикой, но и с другими проблемами, которые возникли из-за курсовой разницы, проблемами с исполнением контрактов в связи с событиями на Украине. Могут обращаться в штаб со своими вопросами и предложениями. И они будут в кратчайшие сроки рассмотрены. Штат действительно оперативный», — сообщил глава палаты.

Чего ожидать бизнесу

Айтуар Кошмамбетв убежден, что ситуация в Украине может и дальше оказывать влияние на различные отрасли бизнеса.

«В частности, хочу отметить в первую очередь, что у нас имеются в стране различные большие торговые взаимоотношения. как и с Украиной, так и с Россией. И в связи с вводимыми санкциями в отношении России актуален вопрос того, насколько будут исполняться договорные обязательства. Наши предприниматели могут столкнуться с форс-мажорными обстоятельствами. То есть, неисполнением контрактов».

Он отметил, что свидетельство о форс-мажоре выдается НПП «Атамекен». Но для того, чтобы его получить, предприниматель будет должен приложить все подтверждающие документы: сам договор, приложения к нему, а также подтверждение неизбежных обстоятельств.  И после их изучения будет выдаваться заключение.

«Кроме того, мы все понимаем, что у нас тесные торговые отношения с Российской Федерацией. Россия является нашим крупнейшим партнером в торговле. Более 13 млн импорта заводится из России к нам. И это изменение курса тенге по отношению к рублю и к другим валютам обязательно повлияет на экономику нашей страны. и имеется риск, что могут возникнуть моменты, как тот, когда Великобритания предложила ввести санкции и против нас. Такие риски тоже имеются и их нельзя исключать. Именно поэтому правительство рассматривает все возможные сценарии и предлагает решения по ним», — сообщил Кошмамбетов.

Директор палаты предпринимателей заключил, что в будущем правительством также будут приниматься меры по поддержке других отраслей и сфер деятельности, которые могут пострадать из-за возникшей ситуации. Поэтому организация как никогда нуждается в обратной связи от бизнеса. 

Exit mobile version