Site icon Деловая Жизнь Казахстана

Что влияет на стоимость бензина

2021 11 23 11 15 39 Что влияет на стоимость бензина

Фото: if24.ru

Цены на бензин в Казахстане являются острым и дискуссионным вопросом, уступая только продуктам питания. Как правило люди недовольны постоянным увеличением цен на бензин, независимо от роста или падения стоимости нефти и доходов населения. Насколько справедливо такое недовольство и почему это происходит? Об этом расскажет Редакция ДЖК со ссылкой на finreview.info.

Бензин на казахстанских автозаправочных станциях продолжает дорожать с марта 2021 года. Например, в столице в среднем цена на топливо марки АИ-92 к настоящему моменту выросла со 150 до 180 тенге за литр.

Но, прежде чем разбираться в причинах удорожания важно рассмотреть из чего формируется стоимость бензина.

Высокие операционные расходы — дорогой бензин

С 2018 года после модернизации нефтеперерабатывающих заводов казахстанские производители стали самостоятельно покрывать внутренний спрос в топливе и даже нарастили экспортные поставки. Теперь НПЗ способны произвести бензина на 24 процента больше потребностей рынка, а ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года. Безусловно это значимое событие для нефтегазового сектора страны, так как импорт дорогостоящего бензина снизился в 32 раза.

Следовательно можно предположить, что теперь Казахстан может самостоятельно регулировать стоимость бензина для внутреннего рынка, обеспечивая население дешевым топливом. Но на практике все происходит иначе — несмотря на то, что стоимость нефти за последние три года колебалась в существенных пределах, цена на бензин плавно росла, резко подорожав лишь в октябре 2017 года и апреле 2021 года. Иными словами, цена на бензин не зависит от стоимости нефти, потому что нефтедобывающие компании поставляют на внутренний рынок от 20 процентов до 50 процентов нефти по себестоимости, а именно в пределах 25–30 долларов за баррель.

Так, розничная стоимость бензина формируется из её оптовой цены на нефтеперерабатывающих заводах  с учётом всех расходов по доставке от завода до автозаправочной станции — хранение на нефтебазе, операционные расходы, налоги, банковское обслуживание, НДС, заработные платы, маржа давальца и др.

При этом доля нефти в ценообразовании составляет лишь 11 процентов–14 процентов, а маржа или чистая прибыль автозаправочных станций достигает всего одна–три тенге за литр. В итоге мы имеем, что предприятия зарабатывают от высокого спроса внутреннего рынка на бензин.

Теперь, перейдем к основным причинам роста цен на бензин:

Бензин ― биржевой продукт

Торги бензином на товарной бирже ETS запущен в рамках развития инфраструктуры централизованной торговли и перехода топливно-энергетического сектора к рыночной экономике. На начальном этапе через биржу будет реализовываться около 10 процентов производимого в стране бензина. В последующем его объем будет увеличен до 15 процентов–20 процентов.

Уже через товарную биржу реализовано 499 тыс. тонн бензина марок АИ-92 и АИ-95. В результате торгов сформированы ценовые индикаторы. Их рост с запуска первых торгов, которые были в марте 2021 года, составил 24 процента.

Повышение курса доллара сказывается на ценообразовании бензина

Для модернизации нефтеперерабатывающих заводов привлекаются заемные средства в иностранной валюте. Соответственно если доллар США растет, то их обязательства увеличиваются, а следом растут и цены на бензин.

Фото: tmtgroups.com

 

Напомним, что курс американского доллара с марта месяца вырос с 417 до 429 тенге за единицу.

Ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах грозят стране дефицитом бензина

Ремонт на Атырауском НПЗ начался из-за сбоя с поставками электроэнергии, что привело к аварийной остановке некоторых технологических установок. Только в январе 2021 года завод запускали более 20 раз и всякий раз энергии было недостаточно. В следствие этого — технологический сбой оборудования, неплановый ремонт, снижение объемов переработки нефти и недовыпуск продукции.

Приостановление производства, вызвало предельную нехватку запасов топлива в Западно-Казахстанской области, а возникший ажиотаж усилил дефицит бензина и привел к росту розничных цен в регионе.

Чтобы снизить нагрузку на внутренний топливный рынок плановые капитальные ремонты на Павлодарском и Шымкентском заводах были перенесены на более поздний срок. Тем не менее эти работы будут проведены, а значит риски более масштабной нехватки запасов топлива сохраняются.

Ценообразование на бензин формируется из соотношения спрос/предложение

Регулирование цен на топливо со стороны государства действовало до 2015 года. Изначально меры административного контроля заключались в прямом определении отпускных цен, но с 2011 года они ограничились определением максимально допустимой стоимости. Эти меры с середины прошлого десятилетия были отменены и рынок перешел в свободное плавание. А значит, конечную стоимость теперь формирует именно объем спроса и предложения. Государство уже не вмешивается в этот процесс и не дотирует реализацию топлива. Но оставляет за собой некоторые ограничительные меры, способные сдержать неконтролируемый рост. К примеру, нефть на НПЗ по-прежнему поставляется по себестоимости, а не по рыночной цене.

Инвестиции — как способ снижения себестоимости бензина

Бензин относится к категории социально значимых товаров, удорожание которого несет мультипликативный эффект в части влияния на цены других товаров и услуг. Иными словами, увеличение стоимости бензина приведет к повышению инфляции и снижению потребительской способности населения, что безусловно негативно скажется на национальной экономике.

Поэтому для государства снижение нагрузки на НПЗ является стратегически важной задачей. В первую очередь речь идет о сокращении закредитованности заводов, которая очевидно отражается в себестоимости топлива, делая рынок уязвимым к любым локальным и внешним факторам.

Достичь такого результата возможно за счет привлечения инвестиционных средств, которые позволят отечественным НПЗ не только увеличить капитал, но и нарастить объем производства, благодаря расширению географии сбыта топлива на внешние рынки. Для их притока важна международная финансовая интеграция, которая как раз способствует увеличению движения капитала по сравнению с товарными потоками. Передаточным звеном такой интеграции в Казахстане выступает именно Международный финансовый центр «Астана».

Участники финцентра по состоянию на первое июня 2021 года осуществили инвестиции в 1,6 млрд долларов в развитие финансовых технологий, строительство, сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, туризм. Из них 1,4 млрд долл. США были привлечены в 2020 и 2021 годах. Эти показатели определяют эффективность МФЦА как платформы для привлечения инвестиций и развития отраслей экономики. И соответственно финцентр становится ключевым финансовым звеном в восстановлении национальной экономики после последствий коронакризиса.


 

Exit mobile version