Зампремьер-министра – министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди назвал главные факторы простоя контейнеров на границе Казахстана с Китаем, передает ДЖК со ссылкой на КазТАГ.
Тлеуберди рассказал, что эти
проблемы связаны с ужесточением правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. Власти КНР считают, что вагоны и контейнеры должны снаружи проходить обязательную обработку и дезинфекцию при прибытии на китайскую часть пунктов пропуска.
Помимо этого министр назвал и другие основания для задержки грузов:
- Жесткие санитарные проверки. Санслужбы берут пробы с поставляемой из РК продукции и грузов в каждом вагоне.
- Недостаточное количество рабочих на китайской части в пунктах пропуска, что замедляет работу. Стоит отметить, что в случае подозрения на COVID-19 вся смена рабочих пункта пропуска направляется на 14-дневный карантин.
- В зимний период увеличивается время противоэпидемиологической обработки (дезинфекция, сушка) грузовых автомобилей/вагонов на пунктах пропуска (40-45 минут, а с учетом таможенных процедур требуется от 60 до 90 минут).
- Нехватка контейнеров в Казахстане для перевозки грузов в КНР.
- Запрет на ввоз мелкотарной продукции, включая упакованную в мешки пшеницу и другие зерновые культуры.
Министр также отметил, что с 15 по 30 августа 2021 года китайская сторона в связи с фактами вспышки коронавируса на станции «Алашанькоу» запретила ввоз грузовых вагонов и начала принимать только контейнерные поезда.
— КНР ввела двойную противоэпидемиологическую обработку. В этой связи снижение приема до восьми-девяти поездов в сутки (при норме в 10-12 поездов) повлияло на вагонопоток на казахстанской стороне и способствовало росту числа «брошенных» поездов.
В период с 17 по 27 августа средний прием составил 10 поездов (389 вагонов) в сутки, из которых восемь-девять контейнерные поезда, один-два рудные грузы навалом, другие грузы не принимаются. 28 августа 2021 г. прием снижен до трех поездов в сутки, — сказал Мухтар Тлеуберди.
Помимо этого имеются и другие причины, которые влияют на снижение объемов железнодорожных грузоперевозок из Китая в Казахстан:
- Приоритет товаров европейского направления. Данный факт связан с такими факторами, как продажа продукции с высокой добавленной стоимостью, большой объем заказов, риски потери стратегических рынков сбыта и другое) в ущерб регионам Центральной Азии и Кавказа, а также России.
- В соответствии с договоренностями железнодорожные контейнеры по маршруту «Китай-Европа-Китай» проходят в приоритетном порядке.
- Введение китайской стороной ограничений на погрузку и отправку контейнерных поездов в направлении РК (с 10 июля по 9 сентября 2021 года введен запрет на погрузку одиночных контейнеров, вагонов двигающиеся через станцию «Хоргос» и «Алашанькоу», кроме контейнерных поездов «Китай-Европа»).
- Нехватка фитинговых железнодорожных платформ в Казахстане, которые предназначены для перевозки контейнеров с грузами из КНР.