Site icon Деловая Жизнь Казахстана

Результаты работы Министерства финансов в 2024 году

19197149 Результаты работы Министерства финансов в 2024 году

фото: Freepik

ДОХОДЫ

По итогам 2024 года план по доходам государственного бюджета (без учета трансфертов) исполнен на 100,7% или при плане 21,4 трлн. тенге в бюджет поступило 21,5 трлн. тенге, суммаперевыполнения составила 142,4 млрд. тенге. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года доходы ГБ увеличились на 614,9 млрд. тенге или темп роста составил 102,9% (факт за 2023г. – 20,9 трлн. тенге).

В том числе, план по доходам:

республиканского бюджета исполнен на 95,7% или при плане 14,1 трлн. тенге фактически поступило 13,5 трлн. тенге. Сумма неисполнения плана по РБ составляет 608,6 млрд. тенге. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года доходы РБ уменьшились на 1 трлн 15 млрд. тенге или темп снижения составил 93% (факт за 2023г. – 14,5 трлн. тенге);

местных бюджетов исполнен на 110,3% или при плане 7,3 трлн. тенге фактически поступило 8 трлн. тенге. Сумма перевыполнения плана по МБ составляет 751,1 млрд. тенге. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года доходы МБ увеличились на 1 трлн 631 млрд. тенге или темп роста составил 125,5% (факт за 2023г. – 6,4 трлн. тенге).

Неисполнение плана по доходам республиканского бюджета в основном допущено по налоговым поступлениям, по которым план исполнен на 97,1% или при плане 12,7 трлн. тенге в бюджет поступило 12,3 трлн. тенге, сумма недопоступления составила 366,7 млрд. тенге.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года налоги РБ уменьшились на 604,6 млрд. тенге или на 4,7% (факт за 2023г. – 12,9 трлн. тенге).

Основными факторами неисполнения плана являются:

В рамках налогового и таможенного администрирования и их цифровизации обеспечено дополнительных поступлений за 2024 год в размере 1 112,8 млрд. тенге, в том числе за счет:

— налогового администрирования – 952,6 млрд. тенге дминистрирование недропользователей – 296 млрд., администрирование крупных налогоплательщиков – 157,1 млрд., камеральный контроль – 207,6 млрд., налоговый аудит – 126,8 млрд. и т.д.);

— таможенного администрирования – 160,2 млрд. тенге.

Справочно: (в 2019г. – 916 млрд, тг., 2020г. – 710 млрд. тг., 2021г. – 681 млрд. тг., 2022г.  –726 млрд. тг., 2023г. – 931 млрд. тг).

План по неналоговым поступлениям в РБ исполнен на 83,2% или сумма неисполнения плана составила 242 млрд. тенге (план 1 443,4 млрд. тенге, факт 1 201,4 млрд. тенге) за счет поступлений дивидендов на госпакеты акций, находящиеся в госсобственности (неисполнение на 253 млрд. тенге) в связи с непоступлением запланированных платежей по дополнительно принимаемым мерам (ERG и другие).

Касательно доходов местных бюджетов (без учета трансфертов).

В структуре доходов местных бюджетов 92,2% занимают налоговые поступления, план по которым исполнен на 110,5%, при плане 6,7 трлн. тенге в бюджет поступило 7,4 трлн. тенге или сумма перевыполнения плана МБ по налогам составила 701,1 млрд. тенге.

При этом, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления по налогам увеличились на 1,4 трлн. тенге или темп 123,2% (факт за 2023г. – 6 трлн. тенге).

Основное перевыполнение плана сложилось по ИПН на 249,3 млрд. тенге или на 11,3% (план 2,2 трлн. тенге, факт 2,5 трлн. тенге),  по КПН от субъектов малого и среднего бизнеса (далее – КПН от МСБ) на 245 млрд. тенге или на 18,6% (план 1,3 трлн. тенге, факт 1,6 трлн. тенге) и Социальному налогу на 127,5 млрд. тенге или на 8,8% (план 1,5 трлн. тенге, факт 1,6 трлн. тенге)в связи с поэтапным повышением заработной платы государственным служащим и работникам бюджетной сферы (педагогам, медицинским работникам и работникам социального обеспечения) и ростом доходов МСБ.

 

РАСХОДЫ

Основные параметры бюджета предусматривают финансирование дополнительных расходов, связанных с поддержкой граждан, реального сектора экономики, регионов и общегосударственных расходов в условиях резких изменений внешней среды.

Так, расходы республиканского бюджета в 2024 году составили 23,594 трлн тенге. Из них расходы на социальную сферу выросли до 8,8 трлн тенге.

Из них: на социальное обеспечение и социальную помощь было направлено 5,3 трлн тенге; на здравоохранение – 2,2 трлн тенге; на науку и высшее образование – 0,7 трлн тенге; на образование – 0,3 трлн тенге; на туризм и спорт – 0,2 трлн тенге; на культуру и информацию – 0,2 трлн тенге.

Для развития регионов правительство разработало ряд инструментов, общий объем расходов на которые в прошлом году составил 7,1 трлн тенге. Это субвенции, целевые трансферты на развитие и целевые текущие трансферты. Из общего объема расходов на субвенции было направлено 5,3 трлн тенге; объем целевых трансфертов на развитие составил 1,5 трлн тенге; объем целевых текущих трансфертов – 0,3 трлн тенге.

 

НОВЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ

Одним из важных компонентов исполнения бюджета является процесс госзакупок.

1 января 2025 года введен в действие новый Закон «О государственных закупках» (подписан 01.07.2024г.). Он предусматривает приоритет качества над минимальной ценой закупаемых товаров, работ и услуг, а также перевод на единую платформу закупок всех государственных и квазигосударственных организаций.

Новый Закон позволит повысить качество закупаемых товаров, работ и услуг через развитие неценовых критериев выбора поставщика путем широкого использования данных информационных систем госорганов, внедрения общественного мониторинга и возможности заключения договоров «под ключ» в сфере строительства.

На базе Единого оператора госзакупок – АО «Центр электронных финансов создана Единая платформа закупок посредством интеграции с действующими закупочными площадками (goszakup.gov.kz, zakup.sk.kz, mitwork.kz).

Единая платформа закупок обеспечила точку доступа для участия в госзакупках, закупках нацкомпаний и закупках Фонда «Самрук-Казына».

С 10.06.2024 г. всем пользователям предоставлена возможность регистрации на Единой платформе посредством ЭЦП ключей и QR-кода
(с сохранением права авторизации через действующие площадки).

В целях приобретения малозначительных закупок внедрено право одного источника товаров до 100 МРП, работ и услуг до 500 МРП. Для сельских акиматов порог закупок с одного источника увеличен с 3000 до 4000 МРП.

Конкурс признается состоявшимся при одной соответствующей квалификационным требованиям заявки.

Сроки проведения конкурса сокращены до 10 рабочих дней.

В целях поддержки отечественных товаропроизводителей приняты следующие меры:

— расширен перечень товаров, на которые установлены изъятия из национального режима;

— закупка товаров, являющихся предметом офтейк-контрактов, способом из одного источника;

— утверждение перечня товаров, работ, услуг, порядка и объема госзакупок, осуществляемых у субъектов МСП;

— обязательная выплата аванса в размере 30% и освобождение от всех видов обеспечения (обеспечение исполнения договора, обеспечение аванса, а также сумму обеспечения в случае принятия антидемпинговых мер).

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ

Комплексным планом приватизации предусмотрена реализация 637 объектов государственной собственности и квазигосударственного сектора.

На сегодня, 392 объекта переданы в конкурентную среду на 918,3 млрд. тенге, в том числе: 3 объекта республиканской собственности на сумму 6,4 млрд. тенге, 144 объекта коммунальной собственности на сумму 9,5 млрд. тенге, 129 объектов нацхолдингов и компаний на сумму 900,6 млрд. тенге, 116 объектов СПК на сумму 1,8 млрд. тенге.

68 объектов направлены на реорганизацию/ликвидацию.

21 объект находится на торгах.

156 объектов – на предпродажной подготовке.

Комплексный план исполнен на 72%.

В настоящее время веб-портал Реестра госимущества адаптирован под мобильное приложение.

Правила продажи объектов приватизации дополнены понятием «электронный кошелек» (ПП РК от 26.10.2024г. № 890).

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ

По итогам 2024 года КВГА проведено 1 740 проверок (из них 607 электронным аудитом, или каждый 3 аудит) с охватом более 9 трлн тенге, где выявлены финансовые нарушения на 340,9 млрд тенге и 5 594 процедурных нарушений.

Нарушения устранены на общую сумму 1 349,4 млрд тенге (по результатам аудита — 271,6 млрд тенге, камерального контроля — 1 052,7 млрд тенге, профилактического контроля субъектов предпринимательства — 15,1 млрд тенге, мониторинга формирования бюджетов ЦГО — 10 млрд тенге).

Обеспечена уплата в бюджет 10,2 млрд тенге (по финансовым нарушениям на сумму 9 млрд тенге и административным штрафам на 1,2 млрд тенге).

В рамках перехода от пост-аудита к превентивному в 2024 году разработан и введен в боевую эксплуатацию модуль «Онлайн бюджетный мониторинг», позволяющий в реальном режиме дистанционно отслеживать бюджетные платежи на основании данных Казначейства.

Так, мониторингом детализированных сведений Казначейства по организациям образования подтверждены неправомерные выплаты под видом заработных плат на общую сумму 1,5 млрд тенге.

Между тем, в 2024 году пресечено 1 707 фактов неправомерного заключения дополнительных соглашений к договорам о государственных закупках на общую сумму 11,7 млрд тенге, тем самым предотвращены излишние затраты бюджетных средств.

Комитетом продолжается дальнейшее развитие электронного аудита с увеличением точек интеграции с информационными базами данных, расширение камерального контроляформирования и исполнения государственного бюджета, в том числе сопровождение в реальном режиме исполнения договоров о госзакупках и ведение бухгалтерского учета госорганов.

 

НАЛОГОВО-ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Проводится системная работа по совершенствованию налогово-таможенного администрирования.

В частности, в 2024 году пропускная способность автомобильных пунктов пропуска увеличена на 40%, а время прохождения транспортных средств сокращено с 9 до 3 часов.

Обеспечена круглосуточная работа крупнейшего пункта пропуска «Нур Жолы» (на границе с КНР).

На пункте пропуска «Достык» (на границе с КНР) открыт современный транспортно-логистический центр.

Водителям предоставлен сервис по бронированию очереди путем регистрации на портале Qoldau.kz либо через мобильное приложение «CargoRuqsat». Зарегистрировано более 55 тыс. водителей и 145 тыс. транспортных средств.

По итогам года в системе было осуществлено более 1,2 млн. бронирований.

Реализована автоматизированная выдача иностранных бланков разрешений на границе с КНР и Узбекистаном «CarGoAlem».

Запущен пилот по автоматизации ж/д транзита для маршрутов Китай-Европа (выпущено более 60 тыс. Транзитных деклараций).

Произведена регистрация в качестве плательщиков НДС 35 иностранных интернет-платформ (всего 98 с 2022 года). Включая такие крупные компании, как Pinduoduo, Alibaba, Temu и Sony.

Справочно: в результате в бюджет поступило 34,9 млрд тенге (всего 67,2 млрд. тенге с 2022 года).

Обеспечен автоматический обмен финансовой информацией с 59 иностранными юрисдикциями (дополнительно привлечено 5,1 млрд тенге).

Запущен обмен информацией по форме 019.00 с США в рамках соглашения FATCA.

По инициативе МФ предложено введение минимального уровня цен (МУЦ) по 18 товарам, из которых по итогам МВК (по вопросам внешнеторговой политики и участия в международных экономических организациях) одобрено 5 товаров (подсолнечное масло, яйца, пшеница, мука, дрожжи, ПП РК № 887 от 24.10.2024г.). Ведется работа по наделению МФ компетенцией по расчету МУЦ и утверждению перечня товаров для МУЦ.

Справочно: в соответствии со статьей 444 НК предусмотрено применение МУЦ по отдельным товарам.

С 2022 года МУЦ применяется в отношении 4 видов алкогольной продукции: водка, коньяк, 2 вида этилового спирта.

Создано 5 новых Управлений государственных доходов (Алматинская область -1, Абайская область – 2, ВКО -2).

По результатам проведенных мероприятий в 2024 году выявлена следующая незаконная подакцизная продукция:

алкогольная продукция – 1 916,7 тыс. литров, к административной ответственности привлечено 1 566 налогоплательщиков;

табачные изделия – 16 625 тыс. пачек;

нефтепродукты34,6 тыс. тонн, на основании решения суда к административной ответственности привлечены 617 налогоплательщиков на сумму 25,3 млн тенге.

Полученный доход в результате совершения правонарушения в сумме 591,4 млн. тенге взыскан в пользу государства.

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Физическим и юридическим лицам оказываются 48 видов госуслуг, из них 44 в электронном виде (92%).

За 2024 год оказано свыше 21,4 млн. госуслуг, из которых 99,5% в электронном виде (21,3 млн.).

Благодаря переводу госуслуг в электронный формат оптимизированы трудовые ресурсы, бумажный документооборот, сокращены временные и финансовые затраты услугополучателей, минимизированы прямые контакты и, как следствие, сниженыкоррупционные риски.

Параллельно ведется работа по доступности государственных услуг через смартфоны.

На сегодня, в мобильном приложении «eGov mobile» и «e-Salyq Azamat» доступно 22 госуслуги по налоговому и таможенному направлениям, а также по аудиторской деятельности и по приватизации.

Интегрированная система налогового администрирования (ИСНА) предназначена для автоматизации и оптимизации процессов администрирования, оказания государственных услуг, организации электронного взаимодействия с налогоплательщиками, администраторами процедур реабилитации и банкротства.

В 2024 году по проекту ИСНА проведена работа по интеграции с ИС ГО, миграции данных из действующих систем КГД.

Smart Data Finance (SDF) позволяет сопоставлять и анализировать между собой любые налоговые данные всей страны, что значительно усложняет попытки применения незаконных схем уклонения от уплаты налогов, а значить существенно уменьшит теневую экономики и расширит налогооблагаемую базу РК.

В 2024 году в ней реализовано: отслеживание цепочки поставщиков, предзаполнение деклараций, ситуационный центр, модуль букмекеров, и другое, в том числе 55 интеграций с ГО и организациями. Выстроен цифровой профиль физических и юридических лиц (более 553 тыс юрлиц и 1,8 млн ИП).

Благодаря проекту «Единый личный кабинет предпринимателя (ЕЛК)» гражданам и бизнесу больше не будет необходимости помнить разные логины, проходить многочисленные авторизации.

Для обеспечения удобства взаимодействия бизнеса с государственными органами разработан электронный сервис ЕЛК, который будет аккумулировать все государственные информационные системы и платформы Министерства воедино.

Проводится проект Визуализация фискальных чеков, который направлен на визуализацию данных с различных систем Министерства финансов. Информация отображается на географической карте с использованием картографических слоев. Основной слой пилотного проекта отображает фискальные чеки в реальном времени, вплоть до точки на карте, где находится контрольно-кассовая машина (ККМ), выбившая чек с привязкой к организации, на которую зарегистрирована ККМ.

С 2024 года реализуется пилотный проект «Цифровой НДС». Участники Пилота НП: реализующие горюче-смазочные материалы иностранным авиакомпаниям; экспортеры (за исключением производителей экспортируемого товара). На начальном этапе реализации в Пилоте могут принять участие НП, осуществляющие платежи по НДС с использованием цифрового тенге через цифровые счета в банках второго уровня на добровольной основе. Преимущества пилота: ускоренный возврат НДС в течение 15 р. дней, обеспечение прозрачности по взаиморасчетам с контрагентами и бюджетом.

В текущем году в ИС «Кеден» реализован модуль МЦПС «Хоргос» и Декларирование экспресс-грузов. Внедрение модуля Транзита дает возможность для реализации полной оцифровки процессов обеспечения, введение виртуального склада товаров на СВХ, внедрения всех виды контроля по принципу Одного окна. Зарегистрировано 4,8 тыс. пользователей. За 2024 год благодаря МЦПС «Хоргос» выросло число оформления грузов (до 1,1 млн) и поступлений ТПиН (до 127 млн.тенге).

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ

В течение 2024 года обеспечено финансирование дефицита республиканского бюджета в полной мере, в частности:

обеспечено 100% исполнение плана выпуска ГЦБ на внутреннем рынке в сумме 5,6 трлн. тенге, что способствовало укрупнению эмиссий в обращении для создания эталонных выпусков по всей длине кривой доходности, а также установлению ценового ориентира для других эмитентов отечественного фондового рынка.

— выпуск еврооблигаций на внешних рынках капитала в объеме 1,5 млрд. долл. США.

МФ РК оперативно и качественно был организован выпуск, что позволило обеспечить привлечение средств по наиболее выгодным условиям, на фоне текущей экономической и геополитической ситуации на внешних рынках.

Благодаря своевременности размещения, МФ удалось достичь оптимальных параметров по объему и цене выпуска. Совокупная книга заявок демонстрировала устойчивый рост, достигнув почти 6 миллиардов долларов США, что позволило установить купонную ставку и доходность на уровне 4,7%, с премией к казначейским облигациям США в размере 88 базисных пунктов.

Такой спред является рекордным для развивающихся стран с суверенными облигациями сроком на 10 лет.

— привлечены программные займы МБРР, АБР и АБИИ на льготных условиях.

В декабре т.г. завершены работы по привлечению программных займов от МБРР, АБР и АБИИна общую сумму 189,9 млрд. яп. йен на льготных условиях, что позволило обеспечить финансирование дефицита республиканского бюджета в полной мере.

Данные льготные займы позволят Правительству оптимизировать будущие расходы на обслуживание долга и диверсифицировать валютную корзину портфеля правительственного долга.

 

БАНКРОТСТВО

В 2024 году списаны долги на сумму более 97 млрд. тенге 11 654 гражданам путем применения банкротства путем применения банкротства (за весь период реализации Закона о банкротстве граждан (с марта 2023 года) списаны долги 20 500 граждан на сумму 115 млрд. тенге).

Необходимо отметить, что 21 декабря 2024 года Казахстан официально вошел в состав Международной ассоциации регуляторов в сфере банкротства, которая является единственной специализированной площадкой по обмену мировой практикой в области несостоятельности (банкротства).

Членами данной ассоциации являются более 33-х стран, включая США, Великобританию, Сингапур, Канаду, ОАЭ, КНР, Финляндию, Польшу, Австралию, Новую Зеландию и другие развитые страны.

Учитывая, что данная Ассоциация аккумулирует продвижение лучших практик и стандартов в области регулирования несостоятельности, членство поможет нам изучать передовой международный опыт, а также наладить сотрудничество с разными международными юрисдикциями по вопросам банкротства, передает пресс-служба Министерства финансов РК.

Exit mobile version