Они вызвали интерес чуть ли ни у каждого десятого алматинца, создав нечто такое, что способно заинтересовать искушенных жителей южной столицы. И еще открывают глаза на вещи, которые мы часто не замечаем, а ведь они того стоят
Первое, что меня заинтересовало – название: почему Алматизмы? Об этом и многом другом я побеседовал с создателями уникального проекта: Алиной Буравцевой и Дмитрием Доценко.
Алина: У меня на языке название крутилось, еще когда я в Астане жила. Какие-то личные записи в соцсетях, особенности города фотографировала и называла их Астанизмом. И потом, когда переехала в Алматы, мой личный тег сменился на Алматизм. Наверное, приезжий человек чувствует специфику города немного лучше, чем местные, и ему есть с чем сравнивать. Поэтому у меня было очень много характерных для Алматы фото. Я ими делилась, показывала. Как-то Дима заинтересовался, спросил: «Как Алматизм? Что там нового?» И вот как-то само по себе все и образовалось.
Я даже не знал, что сначала был Астанизм…
Дмитрий: Все начинается с того, что собирается контент, которым хочется делиться. Какие-то фотографии, наблюдения, рассказы, городские истории. Когда этого уже много, ты начинаешь потихоньку показывать коллегам, знакомым. Смотришь, а людям-то интересно. У нас примерно так и получилось. Алина недавно в Алматы, а я, наоборот, всю жизнь здесь живу, но даже для меня что-то было в новинку.
Сколько лет проекту?
– 17 февраля мы отмечали год со дня первой публикации.
Как отметили?
– Никак не отмечали (смеется). Собираемся, хотим что-то сделать, но не получается.
Может, на следующий год как-то отметить? Собрать подписчиков? Мне кажется, многие придут посмотреть на тех, кто ведет Алматизмы, чтобы познакомиться с вами вживую.
– Знаешь, что характерно, люди реально «заражаются», они тоже начинают замечать что-то интересное и скидывают нам свои фотографии.
А каков основной посыл вашего проекта?
– В первую очередь, больше культурная составляющая, чтобы люди обращали внимание на свой город, замечали какие-то необычные вещи. Допустим, ту же архитектуру старых зданий, их неповторимый облик. Если общественность обратит на это внимание, то здания не уничтожат, как, к сожалению, бывает… И еще хочется показать людям, насколько хорош наш город, который нужно любить даже за такие вещи, которые обычно остаются за кадром. Ведь Алматы неповторим, и все это знают!
Как вы вообще ежедневно собираете материал? Ходите? Ищите?
– Это делается не ежедневно. Мы заняты на основной работе, поэтому занимаемся Алматизмами в свободное время. В основном, утром выезжаем, когда светло, по вечерам выходим и в выходные. Сначала готовим материал, что-то обдумываем и едем на фото-вылазку, так сказать. А иногда что-то находим, когда по делам двигаемся по городу. Глаз уже заточен, понимаешь? И всего одна фотография может крутую тему поднять, обернуться довольно неожиданно.
И как часто вы делаете фото-вылазки?
– Стараемся регулярно, потому что, когда ведешь паблик, нужен регулярный контент. Тут нет такого, чтобы запостил, а неделю – тишина. Каждый день стараемся что-то размещать. Но есть дни, которые проводим за изучением материала, сидим, к примеру, в библиотеке.
А бывает такое: сфотографировали, а потом не знаете, что с этим делать?
– Почти всегда так. Есть случаи, когда ничего неизвестно, невозможно установить какие-то подробности, историю. Тогда нам помогают. Например, жители одного дома были знакомы с человеком, который участвовал в создании арт-объекта в их дворе.
Помогают охотно?
– Конечно. Вот недавно нашли переулок «Шумный». Такое интересное название, но пост долго не могли выложить, потому что искали информацию. Ни в источниках, ни в библиотеках ничего не было. Сделали предположение, раз «Шумный» рядом с политехническим институтом находится, значит, во время стройки были строительные работы, но там не совпадал год. И вторая версия: возможно, возле Центрального стадиона находился аэродром. Мы две версии выложили на сайт и спросили у подписчиков: «Может кто-то что-то знает?» Откликнулась алматинка, которая больше 30 лет жила в этом районе, и рассказала историю, почему так называется переулок. В 30-40-х гг., когда шла массовая застройка корпусов института, именно в этом переулке стояли бараки рабочих, которые «гужбанили» после работы. Рабочих давно уже нет (это до войны было), а название переулка осталось.
Интересно! А допустим, есть какие-то моменты, которые больше всего привлекают? И прямо точно попадают в ваши публикации?
– Я люблю дворы… Там ощущается особая атмосфера, ее чувствуешь, глядя на окна, и представляешь, как живут люди. Бывают очень необычные окна и дворы с какой-то особой приватностью.
Кстати, видел по Абая, кажется, какие-то окна лыжами забиты.
– Это по Шевченко!
Но это ваша тема, да? Может попасть в Алматизмы?
– Конечно! И этот дом мы уже показали.
А инстаграмщики вам часто что-то присылают?
– Много раз размещали такие публикации. А вообще мы не затачиваемся именно под старую часть города. Пишем, в целом, обо всем городе, потому что город – это живой организм. Он развивается, и новые районы тоже его неотъемлемая часть.
Но многие говорят, что новые жилые комплексы – это стекляшки бездушные.
– Знаешь, раньше так говорили и про советский модернизм. Он появился такой «грубый», а сейчас по-другому воспринимается. Сегодня все современные застройки из стекла и бетона, но есть и интересные моменты: какие-то элементы, свои фишки. К примеру, жилой комплекс на проспекте «Аль-Фараби», где высадили деревья на балконах по всему дому.
Metropole, кажется?
– Да, удивительный опыт, и для Алматы впервые.
Даже для Средней Азии впервые, я бы сказал.
– Да, но что с ними будет? Кто будет ухаживать? Интересно же! И мы сделали публикацию, хороший отклик получили, различные мнения почитали. Metropole, кстати, даже попал в некоторые зарубежные издания. Показывали, что в Казахстане есть вот такие живые дома. Современный Алматизм. Почему нет? Хотя многие наши подписчики высказали версию, что деревьям там не очень комфортно. Ну, будем наблюдать!
Вообще сами алматинцы такие: они редко принимают что-то новое. Обычно говорят: «Ой, не надо ничего строить! Оставьте наш город в покое».
Согласен. Скажите, а видеопосты у вас есть? Или только фото?
– Видео, конечно, есть, и музыка часто присутствует. Мы недавно завели Tik Tok, можно там на нас подписаться!
А как музыку подбираете?
– Музыка для видео не принципиальна, главное, чтобы тематическая была. Как-то мы собрали пять концертов известных музыкантов, которые прошли в Алматы. Там были и Виктор Цой, и Батырхан Шукенов, и Мурат Насыров, и «Сектор Газа», а еще «Михей и Джуманджи». Мы видеозаписи концертов нашли и выложили. Это было здорово, такой отклик получили и много комментариев. Люди вспоминали и ностальгировали.
Михей ведь приезжал в Алматы?
– Да, в «Мир Фантазий Айя». Михей сам по себе такой яркий был. Самое интересное, что его песня «Туда» стала единственной записью в живом исполнении, сделанной именно в Алматы! В комментариях на YouTube люди писали: «Спасибо алматинцам за то, что сделали эту запись». Очень приятно такое читать.
В дальнейшем что планируете?
– Сложный вопрос, учитывая, что у нас совсем нет времени. Хочется сделать какой-то портал, возможно, объединить несколько соцсетей. Хотя у нас есть сайт небольшой, и в других соцсетях мы представлены. Главное, все это сгруппировать и в единое русло направить.
Какие-то ивенты планируете?
– Мы собирались экскурсии делать по необычным местам, но в связи с карантином эта тема приостановилась. А так, почему бы нет? Прикольно, допустим, в автобусе с надписью: «Алматизм» собрать народ и разные дворы посмотреть! Но нам пока интересно делать контент, и мы продолжаем это делать с удовольствием.
А трудности бывают? Или, например, нет материала, а надо что-то публиковать…
– Подходящее всегда есть, материала много. Бывает, времени нет, чтобы чаще фотографировать. А так у нас список задач, куча интересных идей.
Те, кто ведут творческие паблики, часто «сдуваются». У вас бывают такие периоды, когда нет вдохновения?
– Просто включаешь хорошую музыку, выходишь в город и смотришь. Алматы сам вдохновляет что-то искать.
Вы же еще о людях разных пишете?
– Конечно! Где-то интересные элементы встречаются, где-то персоны, и когда эта мозаика складывается, получается такая неповторимая картина.
То есть, Алматизмы это не только неодушевленные предметы?
Конечно. Например, когда-то в Казахфильме, на детской площадке стояла машинка, которую сделали 30 лет назад. Весь Казахфильм вырос на ней. А при благоустройстве дворов разрабатываются типовые проекты, которые зачастую не учитывают мнение горожан. Старая детская площадка демонтируется, и все эти детали уходят…
Однако есть дворы, где надо отдать должное жильцам… Вот этот двор переделали, видите? (показывает фото). Там малые архитектурные формы, которые жалко было всем, так что их оставили благодаря неравнодушным людям.
Сколько у вас сейчас подписчиков?
– 101 тысяча.
Накрутки нет?
– Никогда не было!
А как насчет монетизации проекта? Все-таки вы тратите время, ресурсы…
– На самом деле много предложений поступает, к примеру, что-то прорекламировать, но мы не хотим… Очень избирательно относимся к этому.
Бывают у вас между собой разногласия? Или консенсус всегда есть?
– Не разногласия, а чисто творческие точки зрения, которые, бывает, где-то не совпадают. Это наоборот ценно: значит, что-то не так, надо подход пересмотреть. Мы же всегда друг к другу прислушиваемся. И у нас нет такого, чтобы один запостил какой-то материал, не уведомив другого.
Закончите фразу одним предложением. Каждый из вас: «Алматизмы — это…»
– Алматизмы – это люди, и особенности, и погода, и настроение, и моменты: все-все вместе.
– Это и настроение, и чайники, и кораблики в бараках, и люди в окнах, и бабушки с котами в микрорайонах.
Представьте, что вам предложили за этот проект хорошую сумму. Продадите?
– Говорят же: «Два раза в одну реку не войдешь». Если начинать новый проект, все равно у всех Алматизмы на слуху останутся. Больше знаешь, не продажа… Вот если бы какой-то инвестор вошел сюда, оставив нас при создании контента, чтобы мы могли дальше развиваться. Вот это было бы классно.
Ну что ж, желаю вам дальнейшего развития. Вы реально крутые, радуйте нас и дальше!
– Спасибо! Будем стараться. Алматизмы вас еще удивят.
Турар Рахимберлин