Если владельцы бизнеса чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают, что первые два года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент, независимо когда открылся бизнес.
Редакция ДЖК расскажет почему происходят налоговые проверки, какие они бывают, по каким критериям ведомство отбирает компании на проверку и что можно сделать, чтобы снизить риск попадания в выборку.
Виды налоговых проверок
Согласно ст.145 НК РК налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
- Налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска.
- Внеплановая налоговая проверка.
Налоговые проверки, которые проводятся по особому порядку на основе оценки степени риска, назначаются налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).
Что касается внеплановых проверок, то происходят причинам:
- по налоговому заявлению или по жалобе самого налогоплательщика (налогового агента),
- в связи с реорганизацией путем разделения или ликвидацией юридического лица-резидента, структурного подразделения юридического лица-нерезидента;
- в связи с прекращением юридическим лицом-нерезидентом деятельности в Республике Казахстан, осуществляемой через постоянное учреждение;
- в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя;
- в связи со снятием с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость;
- в связи с жалобой налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки;
На каком основании проводят проверки
Согласно ст. 148 НК РК основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты:
- дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
- наименование налогового органа, вынесшего предписание;
- фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);
- идентификационный номер;
- форма и вид проверки;
- фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяющих лиц, а также привлекаемых специалистов;
- срок проведения проверки;
- проверяемый период, за исключением хронометражного обследования.
На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка за исключением тематических проверок по вопросам:
- постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
- наличия контрольно-кассовых машин;
- наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;
- наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии;
- наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции.
Сроки проведения налоговых проверок
Срок проведения налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания. Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:
- Для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, налоговым органом, назначившим налоговую проверку — до 45 рабочих дней, вышестоящим органом налоговой службы — до 60 рабочих дней;
- Для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:
• налоговым органом, назначившим налоговую проверку — до 75 рабочих дней;
• вышестоящим органом налоговой службы — до 180 рабочих дней.
Что важно знать предпринимателю когда происходит проверка
Налогоплательщик обязан допустить должностных лиц налоговой службы, на территорию и в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, для обследования.
Должностные лица налогового органа должны иметь при себе специальные допуски, если для допуска на территорию и/или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК они необходимы.
Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц налоговой службы в случаях, если:
- предписание не оформлено в установленном порядке;
- сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
- данные лица не указаны в предписании;
- должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски, необходимые для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК.
По каким критериям оценивается степень риска попадания под проверку?
Критерии оценки:
- коэффициент налоговой нагрузки (КНН);
- наличие среди контрагентов бездействующих компаний и проведение сомнительных сделок, по которым в судебном порядке признано отсутствие фактической отгрузки товаров (услуг);
- соотношение суммы вычетов к сумме годового дохода варьируется в диапазоне 0,98-1,0 включительно –т.е. практически все расходы организация принимает на вычет;
- предоставление дополнительной отчетности по КПН и (или) по НДС с увеличением суммы НДС (ф.100.00, ф.300.00);
- предоставление «нулевой» декларации по КПН при осуществлении ВЭД и (или) участии в госзакупках;
- неисполненные уведомления по устранению нарушений (по итогам камеральной проверки).
Завершение налоговой проверки
По завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием:
- места проведения налоговой проверки, даты составления акта;
- вида и формы проверки;
- должностей, фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностных лиц налогового органа, проводивших налоговую проверку;
- наименования налогового органа;
- фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента);
- места нахождения, банковских реквизитов налогоплательщика (налогового агента), а также его идентификационного номера;
- фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя и должностных лиц налогоплательщика (налогового агента), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет;
- сведений о предыдущей документальной проверке и принятых мер по устранению ранее выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан (при проведении комплексных, тематических проверок);
- проверяемого периода и общих сведений о документах, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом) для проведения проверки;
- подробного описания налогового нарушения со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства Республики Казахстан;
- результатов проверки.
Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.
При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы.
В случае, если по завершении налоговой проверки не установлены нарушения налогового законодательства РК, об этом в акте налоговой проверки делается соответствующая запись. К акту налоговой проверки прилагаются необходимые копии документов, расчеты, произведенные должностным лицом органа налоговой службы, и другие материалы.