Site icon Деловая Жизнь Казахстана

Что предпринимателю нужно знать о налоговой проверке

2021 11 30 12 29 34 Что предпринимателю нужно знать о налоговой проверке

Фото:msp29.ru

Если владельцы бизнеса чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают, что первые два года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент, независимо когда открылся бизнес.

Редакция ДЖК расскажет почему происходят налоговые проверки, какие они бывают, по каким критериям ведомство отбирает компании на проверку и что можно сделать, чтобы снизить риск попадания в выборку.

Виды налоговых проверок

Согласно ст.145 НК РК налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

Налоговые проверки, которые проводятся по особому порядку на основе оценки степени риска, назначаются налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Что касается внеплановых проверок, то происходят причинам:

На каком основании проводят проверки

Согласно ст. 148 НК РК основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты:

На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка за исключением тематических проверок по вопросам:

Сроки проведения налоговых проверок

Срок проведения налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания. Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

  1. Для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, налоговым органом, назначившим налоговую проверку — до 45 рабочих дней, вышестоящим органом налоговой службы — до 60 рабочих дней;
  2. Для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:
    • налоговым органом, назначившим налоговую проверку — до 75 рабочих дней;
    • вышестоящим органом налоговой службы — до 180 рабочих дней.
Проверки могут приостанавливаться налоговыми органами на период вручения налогоплательщику требования налогового органа о представлении бухгалтерских документов, направления запроса в другие налоговые органы, государственные органы, банки, подготовки письменного возражения налогоплательщиком на предварительный акт налоговой проверки.
При этом налоговый орган обязан вручить извещения о приостановлении налоговой проверки, а при получении необходимых сведений вручить извещение о возобновлении.

Что важно знать предпринимателю когда происходит проверка

Налогоплательщик обязан допустить должностных лиц налоговой службы, на территорию и в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, для обследования.

Должностные лица налогового органа должны иметь при себе специальные допуски, если для допуска на территорию и/или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК они необходимы.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц налоговой службы в случаях, если:

  • предписание не оформлено в установленном порядке;
  • сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
  • данные лица не указаны в предписании;
  • должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски, необходимые для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК.

По каким критериям оценивается степень риска попадания под проверку?

Критерии оценки:

  • коэффициент налоговой нагрузки (КНН);
  • наличие среди контрагентов бездействующих компаний и проведение сомнительных сделок, по которым в судебном порядке признано отсутствие фактической отгрузки товаров (услуг);
  • соотношение суммы вычетов к сумме годового дохода варьируется в диапазоне 0,98-1,0 включительно –т.е. практически все расходы организация принимает на вычет;
  • предоставление дополнительной отчетности по КПН и (или) по НДС с увеличением суммы НДС (ф.100.00, ф.300.00);
  • предоставление «нулевой» декларации по КПН при осуществлении ВЭД и (или) участии в госзакупках;
  • неисполненные уведомления по устранению нарушений (по итогам камеральной проверки).

Завершение налоговой проверки

По завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием:

  • места проведения налоговой проверки, даты составления акта;
  • вида и формы проверки;
  • должностей, фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностных лиц налогового органа, проводивших налоговую проверку;
  • наименования налогового органа;
  • фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента);
  • места нахождения, банковских реквизитов налогоплательщика (налогового агента), а также его идентификационного номера;
  • фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя и должностных лиц налогоплательщика (налогового агента), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • сведений о предыдущей документальной проверке и принятых мер по устранению ранее выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан (при проведении комплексных, тематических проверок);
  • проверяемого периода и общих сведений о документах, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом) для проведения проверки;
  • подробного описания налогового нарушения со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства Республики Казахстан;
  • результатов проверки.

Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы.

В случае, если по завершении налоговой проверки не установлены нарушения налогового законодательства РК, об этом в акте налоговой проверки делается соответствующая запись. К акту налоговой проверки прилагаются необходимые копии документов, расчеты, произведенные должностным лицом органа налоговой службы, и другие материалы.


 

Exit mobile version