Очередная проблема возникла у казахстанских предпринимателей, терпению которых надо отдать хорошее должное. На этот раз дело касается исчисления налога на малый коммерческий транспорт. Как тут не вспомнить народную мудрость: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»! Потому как при вышеуказанном подходе резать скоро будет нечего…
Отсутствие взаимодействия между госорганами привело к увеличению транспортного налога для малогабаритных фургонов в десятки раз. Об этом заявила Айгуль Жумабаева в депутатском запросе фракции в поддержку предпринимателей.
Первому заместителю Премьер-Министра РК
Смаилову А.А.
В депутатскую фракцию «Ак жол» обращаются предприниматели по проблеме исчисления налога на малый коммерческий транспорт.
Так, владельцы фургонов для развозки по магазинам небольших партий продукции, уже оплатившие налог, получают уведомления с требованием оплаты недоимки, превышающие прежние суммы налога в десятки раз! Оказалось, что с 2020 года налоговые органы начисляют для них налог на транспорт, предусмотренный для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 см3 – в связи с этим сумма налога увеличилась с 18,5 до 306 тысяч тенге.
Данная ситуация возникла из-за коллизий в действующем законодательстве. Согласно Закону «Об автомобильном транспорте», легковым автомобилем признается автотранспортное средство, имеющее не более 8-ми мест для сидения. А грузовой автотранспорт – это транспортное средство с механическим приводом, предназначенное для перевозки грузов.
В соответствии с Налоговым Кодексом (ст. 492) при исчислении налога на легковой транспорт применяется объем двигателя, а по грузовым автомобилям начисление налога производится по грузоподъемности. Ранее налоговые органы применяли к малым фургонам ставки для грузовых автомобилей. А так как они имеют небольшую грузоподъемность (до 1,5 тн), то и сумма налога была небольшой, что соответствовало возможностям малого и среднего бизнеса.
Но теперь налоговики отказываются от такой практики и стали начислять им налог по объему двигателя, как для легковых авто, что привело к 20-30-кратному увеличению налога на транспорт, и поставило малогабаритные фургоны в один ряд с шикарными лимузинами и престижными внедорожниками. Между тем, если лимузины и джипы служат предметом роскоши и личного статуса, то малый коммерческий транспорт для МСБ – это средство производства.
Во всем мире налоговая нагрузка ложится на личное потребление, а налоги на производственные расходы, наоборот – снижаются. Это важнейший принцип стимулирования производственной экономики.
Новое «изобретение» налоговых органов обязательно скажется на затратах МСБ, и по мнению предпринимателей, приведет к удорожанию их услуг, росту цен и падению доходов в нынешний крайне сложный период «коронакризиса».
Понимая это, налоговые органы предлагают владельцам автомашин обратиться в полицию для изменения категории с «В» на «С» (грузовики).
Но в соответствии с Правилами дорожного движения, владельцам грузового транспорта запрещается передвижение по основным улицам населенных пунктов. И тогда фургоны и газели не смогут доставлять товары в магазины и аптеки, оказывать многие другие транспортные услуги.
Напомним, что основной задачей госрегулирования в сфере экономики является поддержка предпринимательства. Но указанная ситуация явно противоречит этому принципу.
Парламентская фракция «Ак жол» считает, что госорганы должны заблаговременно просчитывать возможные последствия своих решений, выявлять и устранять коллизии в отраслевых документах и подходах, а не перекладывать свои недоработки на плечи предпринимателей. В данном случае к проблемам привело отсутствие взаимодействия между госорганами.
В связи с вышеизложенным, фракция «Ак жол» считает необходимым срочно проработать и решить вопрос без увеличения нагрузки на предпринимателей, не создавать препятствий работе малого и среднего бизнеса, как и требует Глава государства.
С уважением, депутаты фракции «Ак жол»