22 ноября 2022 г. состоится Первый Республиканский налоговый форум «Деловая жизнь Казахстана» в рамках программы «новой налоговой политики Казахстана» Президента РК.
Для чего нужен такой проект? Прежде всего, в качестве эффективной платформы для конструктивных переговоров между бизнесом и структурами власти. Кроме того, проект будет действовать не только в защиту бизнеса, но и затронет проблемные участки в секторе налогообложения, а также экономики всей страны.
Без преувеличения: мероприятие уникально. Во-первых, в защиту бизнеса будут выступать ведущие и признанные специалисты своего дела, профессионалы с большой буквы. Во-вторых, данный проект — это совместная командная работа всех сторон, главной задачей которых является изменение законодательных процессов, негативно влияющих на бизнес, либо ведущих к его банкротству. И конечно, здесь будут добиваться продвижения проектов, прозрачных для государственных структур, вывода бизнеса из тени, улучшения условий для МСБ в частности, и экономики страны в целом.
Форум состоит из трех этапов. Первое заседание прошло 19 июля в видеоконференции ZOOM, где участники обсудили формат и основные темы. 21 июля на втором заседании спикеры выступили с докладами.
Следующий шаг представители бизнеса ожидают от представителей власти. Результаты совместных работ будут озвучены после завершения основного мероприятия, которое состоится 22 ноября текущего года. На нем выступят 30 ведущих специалистов со всей республики, будут озвучены и затронуты все проблемы, от которых страдает бизнес-сообщество Казахстана.
Для желающих принять участие в этом мероприятии от 20.10.2022 г. на информационном портале www.dzhk.kz будет открыта регистрация и голосование.
Организаторы призывают предпринимателей поддержать проект, созданный для защиты бизнеса и процветания экономики страны.
Мероприятие инициировано ОЮЛ Ассоциация «Налоги Казахстана» совместно с другими бизнес-сообществами, при поддержке:
-Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
-Министерства финансов Республики Казахстан;
-Агентства по противодействию коррупции и АФМ;
-Генеральной прокуратура Республики Казахстан;
-Верховного суда Республики Казахстан.
Что делать?
Ассоциация ОЮЛ «Налоги Казахстана» собрала вопросы и предложения от представителей бизнеса для совершенствования налогового законодательства, в частности, вопросы по совершенствованию оказания государственных услуг органами ОГД, улучшение системы налогового администрирования и создание рабочих групп с действующими налоговыми экспертами, которые являются лидерами общественного мнения. Ее обращение ко всем представителям МСБ определило вектор направления деятельности казахстанского бизнеса в сегодняшней непростой политической и экономической обстановке.
— Взаимодействие государственных органов с лидерами общественного мнения, приведет к улучшению налогового климата в стране. На данный момент, мы видим положительный эффект от открытой работы КГД, в том числе, в социальных сетях; НП не воспринимают более ОГД как карательный орган. Однако, считаем, что нужно усовершенствовать работу ЦПО с помощью ввода принципа «одного окна», что существенно снизит взаимодействие НП и сотрудников ОГД, приведет к исключению риска коррупции и сэкономит время как сотрудников ОГД, так и бизнеса.
В рамках цифровизации наиболее актуально, чтобы НП получал квалифицированную консультацию и помощь в одном окне, а фронт офис ОГД, сможет не отвлекаться на НП и заниматься проверкой предоставленных данных НП через ЦПО.
Самое важное, что сотрудник ЦПО сможет контролировать все бизнес-процессы по НП, в том числе, своевременность выставления Решения о признании Уведомления Неисполненным. Мы предлагаем создать CRM систему для ОГД, что позволит руководителям ОГД и НП наблюдать, а также знать все движения по НП.
Касательно налогового администрирования, мы не можем не отметить, что с вводом цифровизации количество уведомлений уменьшилось, а качество выставляемых уведомлений улучшилось. Это, несомненно, заслуга КГД МФ РК.
К сожалению, фактически для отработки данных уведомлений сейчас НП приходится взаимодействовать с сотрудниками ОГД и предоставлять первичную документацию. При этом утвержденной нормы, как именно отрабатывать уведомления нет. Более того, остро стоит проблема, что сейчас ни один ОГД не решается брать на себя ответственность и ставить отработку уведомления без согласования с вышестоящим органом, что существенно затягивает срок.
По поводу должной осмотрительности, стоит отметить, что фактически данная норма никоим образом не спасает бизнес от риска признания сделки недействительной либо регистрации их поставщика недействительной, так как все те критерии, которые берутся из открытых источников. Однако мы уверены, что с такими неблагонадежными НП должны бороться на момент регистрации подобных компаний. А так фактически это проверка ради проверки, которая совершенно не спасет бизнес и государство.
Кроме того, нужно усилить контроль за деятельностью малого бизнеса, который освободили от ведения бухгалтерского учета, ведь борьба с теневой экономикой должна начинаться у истоков. Чаще всего предприниматели вынуждены «покупать фиктивные документы», так как освобожденный бизнес не дает первичную документацию, или дает «зеленые накладные», что в принципе в век цифровизации не допустимо. Откуда они берут этот товар? Понятно, что чаще всего это контрабанда, которую дает «импортер, реализующий в черную».
Мы считаем, что необходимо усилить и взаимодействие органов ОГД с юстицией по регистрации компаний, а также с банками второго уровня, Недавно столкнулась с такой ситуацией: компания «вела деятельность» и снимала деньги при умершем директоре и учредителе (!)
Если по СУР укрепить взаимодействие с другими органами, это уменьшит риск теневой экономики. Критерии должны быть закрытыми, чтобы неблагонадежные НП не пользовались таким обстоятельством. Яркий пример по 6 запуску, когда обнальщики узнали про контроль свыше 90 млн и начали дробить, тем самым зная, что уклоняются от налогов.
Бизнесмену должны дать возможность в кабинете налогоплательщика, а не на стороннем сайте, проверить, что его контрагент является сомнительным по закрытым критериям на момент заключения сделки.
Относительно же выставления уведомлений по так называемой 9, данные уведомления об устранении нарушений неторгового законодательства обоснованы. Но мы уверены, что запуск должен быть не один раз в три года, а каждые полгода после сдачи отчетов. Ведь когда уведомления выставляют за 2019 год в 2022, это приводит к огромным штрафам и банкротству компаний, либо к оптимизации, или к коррупции.
КГД и МИИР должны взаимодействовать, так как при получении права на недропользование НП составляют рабочую программу с обязательством добычи ПИ и оплаты НДПИ. Однако данного контроля на сегодня нет в части взаимодействия и предоставления МИИРом данных в КГД, что позволит по поступления НДПИ определить выполнение плана.
Вопросы и ответы
На 2-м Заседании в рамках проекта «Республиканский Налоговый форум «Деловая жизнь Казахстана» Сакен Карин — председатель Правления СРО ОИПиЮЛ «Казахстанская ассоциация налоговых консультантов» поднял ряд важных вопросов. Это соблюдение принципа добросовестности налогоплательщиков; совершенствование системы управления рисками налоговых органов; изменение подходов к камеральному контролю и к налоговым проверкам; уточнение дефиниций в Налоговом кодексе и устранение правовых коллизий. А также совершенствование налоговой статистики; усовершенствование аналитики по оценке качества налогового администрирования и аналитики по оценке эффективности налоговой политики (применяемых ставок, льгот, преференций и прочее).
Что же касается выступления Максима Барышева – известного предпринимателя, основателя группы компаний «Учет.kz», то оно, как всегда, отличалось яркостью и интересными выводами.
«Госорганы зачастую противопоставляют себя бизнесу. Например, выходят на проверку нахождения по месту регистрации плательщика НДС. Высылают уведомления по камеральному контролю. Приглашают на беседу в ДГД. Отсюда и возникают сложности в развитии предпринимательской деятельности нашей страны. Однако, настоящее время диктует необходимость внедрить новый подход в системе госуправления, эффективный и справедливый. Все госорганы должны быть нацелены на развитие предпринимательства Казахстана.
Цель – повысить качество предпринимательства. То есть, стабильный рост и развитие бизнеса, как следствие, увеличение суммы налогов (а не штрафов). Качественное предпринимательство тут понимается, как устойчиво развивающийся прибыльный бизнес, который существует более трех лет, оплачивает налоги.
Решение: внедрение сервисной модели взаимодействия государства с предпринимателями, при котором у государства появляется роль производителя услуг для обеспечения нужд предпринимателей. Тогда снизятся издержки бизнеса при взаимодействии с государством, упростится взаимодействие предпринимателя и госорганов»,- заявил Барышев.
Максим Барышев предлагает упростить громоздкую систему путем внедрения единого окна в лице сервис-менеджера, который поможет предпринимателю в решении ряда вопросов. Тогда не придется бегать по кабинетам, сократится контакт госслужащих и налогоплательщиков.
«В Казахстане 75 видов платежей в бюджет и внебюджетные фонды. (Налоги- 24, Отчисления — 2, Взносы — 3, Платы -11, Сборы — 14, Пошлины — 21). Планируется ввести еще 2 — ОПВР 5% и ИПН с дивидендов 10%. При сервисном подходе упростится система налогообложения, снизится количество налогов и сборов, в результате бизнес выйдет из тени, и увеличится сумма собираемых налогов. Будут развиваться электронные сервисы, такие как электронный документооборот и автоматическое онлайн декларирование. Так как они будут напрямую интегрированы с серверами госорганов — как результат – снизятся издержки государства на налоговое администрирование. Кроме того, снизится количество отчетов, сдаваемых предпринимателем. Всю информацию госорганы будут брать из внутренней базы единой системы отчетности. Соответственно, отчеты будут сдаваться только один раз. Результат внедрения сервисной модели: предприниматели и бухгалтеры меньше времени тратят на документооборот, разного вида отчеты и споры с госорганами и больше – на развитие. Именно при сервисном подходе государство становится удобным для людей и бизнеса, а экономика станет сильнее», подчеркнул Максим Барышев.
Управляющий партнер юридической фирмы «Salyqtez» LLM Tax USA — Айдар Масатбаев в своем докладе также предложил пути решения наболевших вопросов. Например, проблема должной осмотрительности, которая вообще не предусматривает права налогоплательщика на реконструкцию НДС и вычетов по КПН. Необходимо либо вообще отказаться от этой концепции, либо доработать ее.
Кроме того, Айдар Масатбаев предлагает отказаться от администрирования налогоплательщиков на принципе выставления уведомления по одному обстоятельству, а потом в устном порядке требовать пояснений по другим обстоятельствам. Выход из положения: отказ от администрирования до введения физических лиц во всеобщее декларирование (до 2025 г.), расширение количества стран для взаимодействия по линии обмена сведений по финансовым счетам. Нужно реализовать право вычета убытков по иностранным ценным бумагам против доходов по ним. Данное положение будет стимулировать 99,9% казахстанских инвесторов – физических лиц декларировать иностранные доходы и портфель.
Айдар Масатбаев заострил внимание слушателей и на мерах, относящихся к налоговым соглашениям, призвал пересмотреть составы административных правонарушений, а также устранить противоречие части третьей статьи 130 АППК и части второй статьи 16 АППК.
В свою очередь, Оксана Марченко — Аудитор РК и Екатерина Сазанбаева — Аудитор РК рассмотрели такую «головную боль» налогоплательщиков как порог для постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость и проблемах, с которыми сталкиваются «группы риска». А это ИП, не ведущие бухгалтерский учет и не контролирующие размеры своей реализации в налоговом периоде; агенты и комиссионеры, показывающие в полном объеме суммы поступивших денег и обороты по реализации не только в части своего вознаграждения; компании, которые приобретают услуги у нерезидентов. Что и приводит к очень большим штрафам, которые зачастую ложатся непосильным бременем на налогоплательщика.
Эксперты объясняют: «Когда налогоплательщик своевременно не произвел постановку на регистрационный учет по НДС, штраф по п. 5 ст. 275 КоАП (15% от суммы оборота за период непостановки на учет) налагать на него с даты выставления (вручения налогоплательщику) уведомления о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля. Это позволит улучшить эффективность камерального контроля в налоговых органах и снизить административную, штрафную нагрузку налогоплательщиков, которая и так достаточно высока.
Конечно, мы понимаем, что налогоплательщики обязаны самостоятельно контролировать свои обороты по реализации. Но снижение штрафов вкупе со снижением порога по постановке на регистрационный учет по НДС позволит повысить доверие налогоплательщиков к государству и повысить эффективность проводимого камерального контроля».
По словам Марченко, необходимо «ввести мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство на пять лет. Это позволит обеспечить стабильность налогового законодательства, даст возможность бизнесу планировать свои налоговые обязательства и исполнять их в полной мере.
Еще одно предложение: «Вернуть действующий до 01 января 2022 года минимум постановки на регистрационный учет по НДС в размере 30 000 МРП».
Гульнур Есжанова — Профессиональный бухгалтер РК рассказала об административных правонарушениях за отсутствие учетной документации у представителей МСБ. « Мы предлагаем подготовить методичку по применению первичных документов, согласно утвержденным формам и проводить работу по разъяснению обязательности оформления НП первичных документов. Пока не будет на законодательном уровне решения проблемы выставления документов ИП, не исключать расходы по приобретению товаров по зеленым накладным из вычетов, т. е. пересмотреть правила отнесения на вычеты расходов при исчислении КПН. Запустить акцию по аналогии «Гражданский контроль – требуй чек» в следующем варианте «Гражданский контроль – Долой Зеленая накладная».
Татьяна Тюлекбаева — директор ТОО ACCOUNT, Аудитор РК подчеркнула тот факт, что «за последние 10 лет мы привили налоговую культуру рядовому налогоплательщику в самостоятельном и добровольном исполнении его налоговых обязательств перед государством. При этом контроль, осуществляемый налоговыми органами, приобретает новые формы, в том числе камеральный контроль. Но при этом статистика полученных уведомлений налогоплательщиками показывает, что имеется факты повторного получения уведомления по одному и тому же контрагенту и по одному и том уже налогу.
Так как подход УО по двойному выставлению уведомлений и отработке неверно выставленных уведомлений влечет большую нагрузку на налогоплательщика, предлагаю ввести персональную административную ответственность специалистов УГД за выставление повторных уведомлений, наряду с административной ответственностью налогоплательщика в соответствии статьей 288 Кодекса РК «Об административных нарушениях». И на каждом сайте УГД публиковать статистику – допущенные нарушения специалистами УГД – понесенные административные наказания».
Также на июльском заседании выступила Екатерина Ким — президент
ОЮЛ «Ассоциация «Налоги Казахстана».
«Казахстан может ужесточить правила экспорта товаров в Россию, чтобы не стать инструментом для обхода санкций США и Евросоюза, но взаимодействие с Россией все же будут строиться в рамках санкционного режима. На данный момент мы сталкиваемся с проблемой отправки «санкционного» груза на территорию России. Так как помимо вновь завезенного груза с апреля 2022 г. у казахстанских компаний присутствуют остатки «санкционного» товара, завезенного в 2018 – 2021 гг. и не реализованного в связи с COVID – ограничениями.
Уже сейчас налогоплательщики испытывают колоссальные трудности с транспортировкой вышеуказанного груза, так как прием грузов при экспорте товаров из перечня санкционного списка с территории РК на территорию Российской Федерации железнодорожным транспортом АО «НК «КТЖ» осуществляется только при наличии заверенной копии ЭСФ.
Мы предлагаем: помимо публикации перечня «санкционного» товара на официальном интернет-ресурсе www.traderadar.kz, создать правила (с учетом рабочих групп из представителей налогоплательщиков) осуществления вывоза, либо запрета вывоза. И в режиме реального времени один раз в три рабочих дня осуществлять обновления данных правил на сайте https://kgd.gov.kz», — резюмировала Екатерина Ким.
Тел. для справки +7 (706) 411-70-59