Налоговой проверкой является проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением, которого возложен на налоговые органы, за исключением исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии в окружающую среду (кроме налогового обязательства по плате за эмиссии в окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников).
Налоговые проверки осуществляются исключительно налоговыми органами и осуществляются в форме комплексной, тематической, встречной проверки, хронометражного обследования и подразделяются на следующие виды:
- налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска;
- внеплановые налоговые проверки.
Налоговые органы вправе осуществлять налоговые проверки структурных подразделений юридического лица независимо от проведения налоговой проверки самого юридического лица.
1 июля 2021 года введен в действие административный процедурно-процессуальный кодекс(далее — Кодекс). Основной задачей данного кодекса является охрана прав и свобод граждан от незаконных действий административных органов (в том числе и государственных), где с одной стороны выступает физическое или юридическое лицо, а с другой административный орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (АППК), административный орган или должностное лицо извещает участника административной процедуры о проведении процедуры заслушивания к предварительному решению назначении внеплановой проверки.
Aдминистративный орган, должностное лицо обязаны предоставить возможность участнику административной процедуры выразить свою позицию к предварительному решению по административному делу, о котором участник административной процедуры уведомляется заранее, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия административного акта.
Заслушивание может осуществляться путем:
- приглашения участника административной процедуры на заслушивание по административному делу, в том числе посредством видеоконференцсвязи или иных средств коммуникации;
- использования информационных систем;
- иных способов связи, позволяющих участнику административной процедуры изложить свою позицию.
Участник административной процедуры вправе предоставить или высказать возражение к предварительному решению по административному делу в срок не позднее двух рабочих дней со дня его получения.
«В случае устного выражения участником административной процедуры своего возражения административный орган, должностное лицо ведут протокол заслушивания, который должен быть подписан председательствующим и секретарем. Участник административной процедуры и (или) иное лицо, участвующее в административном деле, вправе ходатайствовать о занесении в протокол заслушивания сведений о фактических обстоятельствах, которые они считают существенными для рассмотрения административного дела», — отмечают в ведомстве.
Участник административной процедуры и иное лицо, участвующее в административном деле, в течение трех рабочих дней после ознакомления вправе представить свои замечания на протокол заслушивания.
По результатам рассмотрения замечаний председательствующий принимает решение об их удовлетворении либо об их полном или частичном отклонении.