Site icon Деловая Жизнь Казахстана

Вопросы и компромиссы

android smartphone salyq w Вопросы и компромиссы

В Казахстане активно внедряются цифровые государственные услуги в рамках программы «Цифровой Казахстан». И это, бесспорно, позитивный факт. Более того, естественный. Однако на деле среднестатистический казахстанский налогоплательщик довольно болезненно воспринимает все эти реформы

Эксперты связывают такое сопротивление глобальным благам цивилизации с несовершенством официальных мобильных приложений, отсутствием достаточного количества квалифицированных сотрудников в налоговых органах, – тех, кто разбирается не только во всей этой новой цифровой системе, но в целом имеет опыт и знания.

И наконец, цифровые технологии – пустой звук в регионах, там, где Интернет либо слабый, либо вовсе отсутствует.

На прошлой неделе премьер-министр РК Аскар Мамин на заседании правительства выступил с предложением активно продвигать бесплатные мобильные приложения e-Salyq Azamat и e-Salyq Business. Для удобства налогоплательщиков и бизнеса, уточнил глава правительства.
На самом деле безналичные расчеты становятся обычной практикой в Казахстане. По официальным данным, по итогам 2019 года доля безналичных платежей в бюджет составила более 80%, а в 2020 году – 90%.

Цифровизация экономит время и деньги

Между тем в Минфине доработали вопрос автоматического заполнения отчетности индивидуальными предпринимателями, которые используют онлайн-кассовые аппараты и посттерминалы.
12 февраля 2021 года официально презентовали новое мобильное приложение E-salyq Azamat. Оно уже доступно к скачиванию в App Store и Play Market. Если верить чиновникам министерства, новое приложение уже набирает популярность среди граждан страны. В частности, по данным на 5 февраля 2021 года число пользователей приложения составило более 265 тысяч человек.
Создатели приложения напомнили, что в недавнем прошлом большинство государственных услуг предоставлялись при обязательном физическом присутствии налогоплательщика. При этом сама процедура могла занять от пяти до семи дней. А сегодня 97% услуг предоставляются в электронном виде, автоматизированы все 40 государственных услуг.
По данным Минфина практически 99% налогоплательщиков в Казахстане сдают декларацию исключительно в электронном виде.
«Наиболее эффективным в цифровом налоговом администрировании стало внедрение информационной системы «электронные счета фактуры». По сути, это регистрация всех сделок хозяйствующих субъектов. Параллельно внедрено оформление первичных бухгалтерских документов в электронном виде. Особенно популярным этот сервис стал в период локдауна, когда налогоплательщики должны были работать дистанционно», – сообщил представитель министерства.

Вопросы по приложению E-salyq Azamat

Самые популярные вопросы, которые волнуют налогоплательщиков, то есть, потенциальных пользователей приложения:

В чей карман идут 12 миллиардов тенге?

Что пока происходит на практике? Такой и следующий за ним вопросы предложила поднять и найти на них ответы руководитель аутсорсинговой компании БК AUDIT, налоговый эксперт Айжан Балакешова.
Предприниматели обязаны ежемесячно вносить 1500 тенге за услуги оператора фискальных данных. По сути оплата услуг ОФД нужна для того, чтобы информация по кассовым чекам оперативно попадала к налоговикам. Получается, что предприниматели оплачивают ускорение работы налоговой.

Согласно официальной статистике, в 2019-2020 годы было зарегистрировано около 700 тысяч кассовых аппаратов по стране. Выходит, что за услуги ОФД поступает около одного миллиарда тенге в месяц. В год это уже больше 12 миллиардов тенге. Ощущение, что это эдакий легализованный грабеж посредством цифровизации и бесплатных мобильных приложений.

Мораторий на проверки может быть нарушен

Пандемия коронавируса продолжается во всем мире, и главная задача для бизнеса – выжить в этих непростых условиях, сохранить рабочие места.
Напомним, что в Казахстане с 1 января 2020 года вступил в силу мораторий на проведение проверок микро- и малого бизнеса на три года, инициированный Президентом Токаевым.
Но уже сегодня, в феврале 2021 года министерство финансов заявляет, что мораторий на проверки снизил кассовую дисциплину казахстанского бизнеса. А потому предлагает внести поправки в Указ Президента. В частности, позволить фискальным службам устраивать налоговые проверки по жалобам клиентов. Основанием является обращение физических и юридических лиц, права которых нарушены.
Комитет государственных доходов (КГД) собирается проводить проверки только по конкретным фактам нарушений, как того требует предпринимательский Кодекс. Это компромиссный вариант, который нацелен на защиту прав добропорядочных предпринимателей, как уверены в КГД.
Все понимают, что среди налогоплательщиков немало тех, кто нарушает закон о защите прав потребителей, в частности, не пользуется кассовыми аппаратами, не пробивают фискальные чеки.
«Реализуя товары без чека, этот предприниматель ищет таких же недобросовестных поставщиков, а те, в свою очередь, – нелегальные пути для ввоза товара. Отсюда и различные «серые» схемы реализации товара. И это глобальный процесс, который начинается снизу», – примерно так фискалы обрисовывают коррупционную цепочку.
Все верно. Но может, если и нарушать мораторий, то начать не «снизу», а с «головы», например, привести в порядок ситуацию на таможенном посту «Хоргос»? Сколько здесь проходит нелегального товара, в обход кассовых аппаратов и без фискальных чеков? Как здесь дебет и кредит «бьются»?

Работа с большими данными

Итак, если инициатива с рассмотрением жалоб на нарушителей кассовой дисциплины будет одобрена, то как фискальные службы будут разбираться в определении добросовестных и недобросовестных предпринимателей? Проверки по жалобам могут легко превратиться в еще один коррупционный элемент. С одной стороны, есть реальный шанс, что проверяющий будет прикрывать нарушителя за мзду. С другой, не исключается и такой человеческий фактор, когда люди пишут жалобы из личной неприязни к тому или иному субъекту бизнеса.
Проект СУР, который предоставляет налогоплательщикам право самостоятельного устранения налоговых нарушений по результатам камерального контроля, на деле несовершенен.
Но все же именно камеральный контроль может выявлять нарушения, в том числе, кассовой дисциплины, считают эксперты. Налоговики должны грамотно использовать все возможности цифровизации и начать работать с большими данными, а не делать по старинке обход субъектов бизнеса. В результате это позволит довести до минимума количество деклараций для предпринимателей, как и предлагает Президент Токаев.
Как видите, вопросов по налоговой реформе больше, чем ответов. Но тут есть один позитивный момент: сам принцип «слышащего государства» начал работать. И это дает надежду, что налоговая реформа будет работать как в интересах государства, так и ее граждан.
Гульжахан Ахмадиева

 Но может, если и нарушать мораторий, то начать не «снизу», а с «головы», например, привести в порядок ситуацию на таможенном посту «Хоргос»?

Exit mobile version