На сайте «Открытые НПА» размещен проект Концепции развития малого и среднего предпринимательства в РК до 2030 года, сообщает ДЖК со ссылкой на сайт электронного правительства.
Цель Концепции – определить необходимые для развития МСП изменения в госполитиках, установить «правила игры», сигнализирующие предпринимателям об изменении парадигмы государственной политики от приоритета поддержки к приоритету развития, роста и повышения конкурентоспособности с прекращением поддержки неконкурентоспособных субъектов МСП.
Миссия государства в развитии предпринимательства и МСП – создать социальную группу, наиболее заинтересованную в политических реформах, подотчетном и прозрачном правительстве.
Ядром этой социальной группы могут и должны стать независимые, конкурентоспособные и успешные предприниматели из состава МСП.
Предприниматели ожидают от государства справедливых, прозрачных и стабильных правил игры, основанных на честной конкуренции, равенстве возможностей, защите частной собственности, взаимном доверии и поощрении эффективности.
Ожидания государства от МСП будут построены на реалистичной основе с учетом неоднородности МСП с точки зрения отраслевой и пространственной дисперсии, вклада микро, малых и средних предприятий в достижение общих целей социально-экономического развития страны. В соответствии с рекомендациями ОЭСР основное внимание должно быть направлено на стимулирование предприятий с высоким потенциалом роста и росту производительности в существующих субъектах МСП.
Нацпроект по развитию предпринимательства должен стать основным инструментом реализации Концепции в части развития специализированной инфраструктуры для МСП, региональных предпринимательских экосистем и обеспечения фондирования для нефинансовой и финансовой поддержки субъектов МСП.
В Нацпроекты по иным направлениям должны быть включены меры по соответствующему изменению охватываемых этими Национальными проектами сфер, направленные на улучшение бизнес-климата и развитие МСП. До 1 января 2023 года возможно применение расширенных экстренных мер поддержки МСП. Однако, даже в этом случае
система будет ориентирована на поддержку эффективных и конкурентоспособных предпринимателей.
Механизм реализации концепции
В рамках реализации Национального проекта по развитию предпринимательства должны быть разработаны правила, которые придут на замену ДКБ 2025 и Госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек 2021» в части поддержки начинающих предпринимателей.
Для начинающих предпринимателей будет разработана Дорожная карта «Бастау Бизнес 2.0», в которой будут объединены все госмеры и инструменты, доступные начинающим предпринимателям. В этих правилах должно быть дано четкое определение начинающего предпринимателя и указан временной горизонт по их поддержке. Основной принцип – стимулирование начинающих предпринимателей к выходу на траекторию устойчивого роста и развития в ограниченный период времени.
Для конкурентоспособных и быстрорастущих малых и средних предприятий должна быть разработана Дорожная карта «Бәсекеге қабілеттілік (Конкурентоспособность)», в которой будут объединены все государственные меры и инструменты, доступные конкурентоспособным и быстрорастущим предприятиям. В этих правилах должно быть дано четкое определение конкурентоспособных и быстрорастущих МСП (в рамках подходов, определенных настоящей Концепцией) с привязкой к рейтингу хозяйствующего субъекта в государственной цифровой платформе.
Реализация Концепции будет осуществляться путем разработки, включения и реализации мероприятий по развитию предпринимательства в:
- планы развития центральных государственных органов – в части реализации институциональных изменений и нефинансовых мер стимулирования развития МСП;
- планы развития регионов – в части реализации инфраструктурных мер стимулирования развития МСП;
- планы развития Национального Управляющего Холдинга «Байтерек» и его дочерних организаций – в части реализации финансовых мер стимулирования развития МСП.
Реализация нефинансовых мер стимулирования развития МСП будет осуществляться через региональную сеть Центров обслуживания предпринимателей НПП и региональные институты развития в рамках их функциональных компетенций.
Оказание инфраструктурных мер стимулирования развития должно входить в зону ответственности местных исполнительных органов и региональных институтов развития. Прямые финансовые меры будут доводиться до предпринимателей через региональную сеть дочерних организаций Национального Управляющего Холдинга «Байтерек».
В рамках Дорожной карты «Бастау Бизнес 2.0» для начинающих предпринимателей будут доступны все государственные меры и инструменты нефинансовой поддержки, доступ к бизнес-инкубаторам и акселераторам, грантам и займам микрофинансовых организаций. Для вовлечения женщин и молодежи в предпринимательскую деятельность будут разработаны специальные пакеты из нефинансовых, инфраструктурных и финансовых инструментов в рамках квот для этих групп предпринимателей. Для вовлечения в предпринимательскую деятельность людей с ограниченными возможностями будет создан отдельный фонд для финансирования запуска бизнеса, включая финансирование технологий помощи.
В рамках этой Дорожной карты упор должен быть сделан на развитие компетенций и потенциала всех групп начинающих предпринимателей, включая женщин, молодежь и социальных предпринимателей, через обучение и консультирование в пакете с финансовой поддержкой грантами и займами микрофинансовых организаций. Также эта Дорожная карта будет направлена на развитие предпринимательских экосистем через предоставление государственных мер и инструментов для:
- информационной поддержки предпринимательства;
- развития специализированной инфраструктуры;
- развития центров контрактации;
- развития обучающих центров;
- развития системы профессиональных бизнес-тренеров, менторов и консультантов для поддержки и сопровождения начинающих предпринимателей.
В рамках Дорожной карты «Бәсекеге Қабілеттілік» для быстрорастущих работы МСП должны быть предложены пакетные решения на основе принципа встречных обязательств бизнеса, включающие государственные меры и инструменты, направленные на:
- развитие компетенций через обучение собственников и руководителей компании;
- реализация организационного, производственного и инновационного потенциала фирмы с помощью привлеченных квалифицированных консультантов, в том числе зарубежных;
- обеспечение доступа к первоклассной специализированной инфраструктуре;
- обеспечение доступа к технологиям через предоставление инновационных грантов;
- обеспечение доступа к внутреннему рынку через гарантированные заказы;
- обеспечение доступа к внешним рынкам через поддержку экспорта, включая субсидии и льготное кредитование.
Конкретный дизайн пакета государственных мер и инструментов и обязательств бизнеса будет определяться индивидуально при участии специализированного фонда по поддержке предпринимательства.
Распределение средств республиканского бюджета между группами государственных мер стимулирования развития МСП будет направлено на повышение доступности нефинансовых и инфраструктурных мер для широкого круга предпринимателей, независимо от географии их деятельности. В структуре общего бюджета, выделяемого на развитие МСП, доля нефинансовых мер будет составлять не менее 30 процентов, инфраструктурных мер – не менее 20 процентов.
Ресурсы республиканского бюджета, выделяемые на развитие специализированной инфраструктуры и региональных предпринимательских экосистем, должны распределяться между регионами по принципу регионального выравнивания. Это означает, что слабые регионы с низкой бюджетной обеспеченностью и низкой долей налогов от МСП в доходах местного бюджета будут иметь приоритет при распределении средств республиканского бюджета на реализацию нефинансовых и инфраструктурных мер стимулирования развития МСП с учетом приоритетов пространственного развития РК. Прямые финансовые меры будут доступны во всех регионах Казахстана. Доля финансовых мер в общем бюджете государственных мер стимулирования развития МСП составит до 50 процентов.
Основными конечными результатами реализации Концепции должны стать следующие индикаторы:
№№ | Индикатор | Целевое значение | |
2025 г. | 2030 г. | ||
1 | Доля МСП в ВВП | 35% | 40% |
2 | Доля средних компаний в ВВП | 15% | 20% |
3 | Доля ненаблюдаемой экономики в ВВП | 15% | 12% |
Обсуждение проекта продлится до 11 ноября.