В период пандемии регулятор вводил временные меры пруденциального регулирования. Какую меру решено сохранить на постоянной основе?
«По итогам 2020 года агентство провело анализ эффективности временных мер пруденциального регулирования. Так, избыточная ликвидность и запас капитала по банковской системе достаточны для покрытия убытков, и банки готовы к выходу из регуляторных послаблений. В связи с этим из 23 мер пруденциального регулирования было принято решение сохранить до конца 2021 года только шесть мер по капиталу, которые стимулируют кредитование экономики», – сообщила председатель агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова, выступая на CFO Summit 2021.
По ее словам, общий пакет антикризисных мер составил 9% от ВВП страны: 4,3 трлн тенге выделено за счет средств республиканского бюджета и Государственного фонда социального страхования (ГФСС), 2,1 трлн тенге – за счет средств Национального банка.
С марта 2020 года действует программа льготного кредитования, запущенная НБРК и АРРФР, ее объем – 800 млрд тенге, льготная ставка для заемщика – 8%. Также правительство «максимально расширило» условия программы «Дорожная карта бизнеса – 2025»: размеров кредитов для субсидирования увеличен с 2,5 млрд тенге до 7 млрд тенге, исключены отраслевые ограничения, увеличены гарантии «Даму» в размере до 85% от суммы кредита. Для банков АРРФР ввело нормы временного пруденциального регулирования. Это было сделано для снижения давления на капитал и ликвидность БВУ.
Эти меры были следующими: Для высвобождения капитала снижены требования к консервационному буферу собственного капитала банков на 1 п.п. – с 2% до 1%, смягчены требования к собственному капиталу банков за счет снижения риск-взвешивания по кредитам МСБ и синдицированным кредитам.
Для снижения давления на ликвидность банков были временно смягчены требования по коэффициенту покрытия ликвидности (LCR) и коэффициенту доступного стабильного фондирования (NSFR). Для сохранения доступа предпринимателей к кредитам, агентство расширило виды обеспечения, признаваемого в качестве твердого залога.
В перечень твердых залогов включены договоры синдицированного кредитования, проекты ГЧП и off-take-контракты, заключенные с крупными и надежными предприятиями. Кроме того, ликвидным обеспечением признаны гарантии квазигосударственных холдингов («Самрук-Казына», «Байтерек») и их дочерних организаций. Дополнительно банкам даны послабления по формированию провизий по МСФО. В частности, предоставлена возможность исключать из признаков обесценения займы, реструктурированные в связи с отсрочкой платежей, что соответствует рекомендациям международных финансовых регуляторов и комитета по МСФО.
«Действенной мерой оказалось признание ликвидным обеспечением гарантий квазигосударственных холдингов, поэтому было принято решение сохранить эту норму на постоянной основе», – сообщила Мадина Абылкасымова.