Кто в ответе и что делать, если пациент недоволен оказанной медуслугой?
С каждым годом все больше бюджетных средств идет в сферу здравоохранения Казахстана. Строятся современные клиники, закупается дорогое медоборудование, врачей обучают за рубежом… Однако, 8 из 10 респондентов считают, что от этого лучше не стало, напротив, наблюдается хаос в медучреждениях. На что больше всего жалуются восточноказахстанцы, куда обращаться в случае неудовлетворительного предоставления медицинских услуг, рассказал директор Восточно-Казахстанского филиала Фонда социального медицинского страхования Галымжан Абилов.
Галымжан Нуржаубаевич, получает ли ВКО в достаточном количестве лекарства в рамках ГОБМП? Каков объем? Какие медицинские препараты можно получить в рамках ГОБМП в поликлинике по месту жительства?
– Лекарства в рамках ГОБМП предоставляются по рецептам, выписанным участковым терапевтом, для граждан, которые состоят на диспансерном учете в соответствии с перечнем хронических и социально значимых заболеваниях. Потребность в лекарствах определяется медицинской организацией по схемам лечения на основе клинических протоколов с указанием дозы, кратности в сутки и длительности приема. Также по данным динамики заболеваемости, статистических данных по прогнозируемому количеству больных, по наименованиям и формам выпуска лекарств, согласно электронному регистру диспансерных больных. После определения потребности заявка на медикаменты направляется в управление здравоохранения на согласование. В поликлиниках на бесплатной основе выдаются 270 наименований медикаментов для лечения 32 заболеваний. В целях полного охвата амбулаторным лекарственным обеспечением поликлиника должна вести паспорта участка для планирования оказания качественной медицинской помощи населению с ежемесячной переписью населения. С полным перечнем заболеваний и доступных лекарств можно ознакомиться в Приказе МЗ РК от 29.08.2017 года № 666 «Об утверждении Перечня лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, в том числе отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными и (или) льготными лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне».
Кто ответственен за поставку и обеспечение лекарствами по ГОБМП на местах? Почему в некоторых поликлиниках по месту жительства отсутствуют те или иные медицинские препараты? Может ли человек получить в последующем недополученные лекарства за предыдущие месяцы?
– Проведением закупа и поставки лекарственных препаратов в стационары и поликлиники, оказывающие ГОБМП и ОСМС, занимается единый дистрибьютер – ТОО «СК-Фармация». Отсутствие тех или иных медицинских препаратов зависит от сформированных медицинскими организациями заявок на медикаменты, от своевременного закупа и поставки единым дистрибьютером – ТОО «СК-Фармация». Недополученных лекарств быть не может в принципе. В целях своевременного обеспечения и доступности лекарственных средств населению Управлением здравоохранения, при необходимости, может быть принято решение о перераспределении лекарственных средств в пределах области. Каждый пациент должен проходить динамическое наблюдение ежеквартально, что позволяет своевременно откорректировать лечение и полностью охватить лекарственным обеспечением.
В некоторых больницах при плановой госпитализации пациенты сами закупают необходимые лекарства. Почему?
– При получении плановой стационарной помощи пациентам в рамках ГОБМП все лекарственные средства предоставляются бесплатно согласно протоколам лечения. Обеспечение лекарственными средствами в рамках ГОБМП и ОСМС осуществляется медицинскими организациями при оказании скорой, стационарной и стационарозамещающей помощи в соответствии с лекарственными формулярами организаций здравоохранения. Лекарственный формуляр должен основываться на Казахстанском национальном лекарственном формуляре (КНФ). Он является перечнем лекарственных средств с доказанной клинической эффективностью и безопасностью. КНФ, сформированный для оказания ГОБМП и ОСМС с указанием предельных цен, является обязательной основой для разработки и утверждения лекарственных формуляров в организациях здравоохранения. При составлении КНФ все препараты проходили тщательный отбор в виде оценки доказанной клинической эффективности и безопасности лекарственных средств. Каждый пациент может проверить, имеется ли назначенный ему препарат в КНФ, и вправе оспорить применение препарата в случае отсутствия его в КНФ.
Куда обратиться человеку, который не смог получить все положенные лекарства в поликлинике по месту жительства, или получил только часть из них, или недоволен качеством медуслуг?
– Если возникают вопросы по ненадлежащему лекарственному обеспечению, можно обратиться к заместителю главного врача по лечебной работе поликлиники или в управление здравоохранения. А в случае перебоев с получением лекарственных средств пациенты могут звонить в контакт-центр по вопросам бесплатного лекарственного обеспечения по короткому номеру 1439, который доступен как для городских, так и для мобильных телефонов.
Все звонки бесплатны
Операторы контакт-центра предоставляют обратившимся пациентам информацию о сроках и датах поставки необходимых медикаментов, отпускаемых бесплатно. К сожалению, зачастую граждане не знают своих прав. И, когда они обращаются в медицинскую организацию, бывают случаи, когда им либо отказывают в оказании помощи, либо направляют на платной основе. Поэтому фонд и его филиалы стараются максимально давать информацию на всех публичных площадках, чтобы пациент знал свои права. Ежедневно проводится мониторинг исполнения договоров медицинскими организациями, насколько качественно была оказана медпомощь.
В договоре с поставщиками отдельно обговариваются эти пункты, есть отдельный классификатор критерия качества. Для того чтобы пациенты знали, куда обращаться для отстаивания своих интересов, фонд подготовил удобную памятку-подсказку «6 способов защитить свои права»: Самый быстрый и удобный способ решить проблему – разобраться на месте. Для этого в каждой медицинской организации работает служба поддержки пациента и внутренней экспертизы. Она создана для контроля оказания медицинских услуг, их полноты и соответствия стандартам. Эта служба проводит внутренний анализ оказания медпомощи и клинической деятельности медицинской организации, выявляет нарушения стандартов и порядка предоставления медуслуг. Также она занимается рассмотрением обращений граждан, жалоб пациентов.
Поэтому, обратившись в службу поддержки пациента, можно разрешить ситуацию на месте, не теряя драгоценного времени, получить необходимую помощь и информацию. В случае если вопрос не был решен службой поддержки пациента и он касается организации медицинской помощи, то есть возможность обратиться в колл-центр управления здравоохранения региона. Все медицинские организации подведомственны управлениям здравоохранения, поэтому есть возможность повлиять на решение своего вопроса, обратившись непосредственно к сотрудникам call-центра управления.
Фонд социального медицинского страхования имеет несколько каналов обратной связи, куда можно обратиться за консультацией. Например, оставить обращение через мобильное приложение Qoldau 24/7 (можно установить в Play Market и App Store). Обращению присваивается номер, по нему затем отслеживается статус обработки. Рассмотрением занимаются специалисты фонда. Они связываются с медицинской организацией, запрашивают информацию, проверяют оказание или причины отказа в оказании медицинской помощи.
Для тех, кто не любит устанавливать лишние приложения в телефон, предусмотрена возможность подачи обращения через Saqtandyrubot в Telegram. После нажатия команды «Главное меню» выпадает несколько разделов на выбор. Выбираете «Отправить обращение на 1406». Далее бот предлагает «Отправить обращение» и «Историю обращений», так позднее можно проверять статус уже сформированной заявки. Подача же самого обращения осуществляется согласно командам бота, где указываются регион, наименование медицинской организации и суть вопроса.
Единый контакт-центр 1406 принимает звонки круглосуточно и рассматривает их по специально созданной трехуровневой модели обработки обращений. К первому уровню относятся вопросы консультативного характера. Ко второму и третьему – обращения, требующие детального изучения. Специалисты фонда связываются с медицинской организацией, запрашивают информацию, проверяют оказание или причины отказа в оказании медицинской помощи.
Пользователям официальных сайтов будет удобнее сделать обращение, зайдя на сайт Фонда социального медицинского страхования fms.kz, и выбрать необходимую задачу в разделе «Народный контроль»: пожаловаться или оставить предложение. В первом случае пациентом указываются регион, поликлиника, диагноз, дата визита, ИИН и выбирается одна из причин жалобы. При подаче предложения в пустых полях нужно заполнить исходные данные и сформулировать текст. Люди должны понять, что мы заинтересованы в диалоге с населением. Прежде всего обращения пациентов дают возможность влиять на доступность и качество медицинских услуг, которые оказывают поставщики Фонда соцмедстрахования.
Сколько жалоб вы получили за последние два года? Что в таких случаях предпринимаете?
– Да, ежедневно на каналы обратной связи поступают жалобы и обращения на некачественное медицинское обслуживание. К примеру, за 2020 год экспертами филиала фонда было рассмотрено 460 обращений, из которых 417 жалоб, из них 35 – по вопросам лекарственного обеспечения, 15 – некачественно оказанной медицинской помощи. За I квартал 2021 года рассмотрено 171 обращение, из них 29 жалоб, их которых 15 по вопросам лекарственного обеспечения, 1 – некачественно оказанной медицинской помощи. Одной из ключевых задач фонда является защита прав пациента. В связи с этим экспертами фонда проводятся мониторинг качества оказания медицинской помощи, а также проверка причин отказа в ее предоставлении индивидуально по каждому случаю.
В 2020 году эксперты филиала по ВКО Фонда социального медицинского страхования выявили 115 981 дефект по качеству и объему оказанных поставщиками медицинских услуг. В этом году планируется внести изменения в систему мониторинга качества. Будет внедрен проактивный мониторинг, который направлен на выявление и предупреждение условий и причин, приводящих к нарушению порядка оказания медицинских услуг и прав пациентов. Теперь при выявлении системных дефектов поставщик должен в течение 45 календарных дней со дня подписания заключения устранить выявленные дефекты и неисполненные обязательства. В случае неустранения дефектов в указанный срок последуют меры финансового взыскания.
Что даст это нововведение? И как часто будут проходить эти реформы?
– Нововведение позволит повысить доступность и качество медицинских услуг и сделать более доверительными отношения с поставщиками. Вообще, основной целью фонда является повышение вовлеченности в систему ОСМС и доступности медицинских услуг, совершенствование планирования объемов медицинских услуг и тарифной политики. Совершенствование механизмов закупа и оплаты медицинских услуг, защита прав пациента, совершенствование обратной связи с пациентами. Также внедрение механизмов проактивного мониторинга качества оказания медицинской помощи, развитие человеческого капитала.
В 2021 году фонд за счет средств ОСМС поставил задачу обеспечить повышение доступности амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей помощи, поддержку сельского здравоохранения, развитие дистанционной медицины, скрининговых программ, сестринского дела, патронажной службы. Также одним из приоритетных направлений финансирования определена медицинская помощь детям. Высокотехнологичная медицинская помощь увеличена в 7 раз, в частности финансирование по программе «Аңсаған сәби».
По программе «Қамқорлық» будет поддержана медицинская реабилитация детей с особыми потребностями. Предусматривается и дополнительное финансирование, которое будет выделено на проведение неонатальных скринингов и оценки психофизического развития младенцев, а также развитие школьной медицины, услуги медицины для сельской местности планируется увеличить на 20%.
Сколько восточноказахстанцев на сегодня платят ОСМС? Их возраст в среднем? Сколько медицинских учреждений ВКО оказывают медицинские услуги в рамках ГОБМП?
– По состоянию на 28 апреля 2021 года участниками системы ОСМС по Восточно-Казахстанской области являются 1 129 639, что составляет 82,8% от общего числа населения ВКО. На сегодня 103 медицинских учреждения ВКО оказывают медицинские услуги в рамках ОСМС и ГОБМП. А вот со списком всех поставщиков можно ознакомиться на сайте www.fms.kz.