В настоящее время злоумышленники действуют по различным преступным схемам, используя как социальные сети, мессенджеры, так и обычную телефонную связь. О том, какие бывают и как не попасться на мошеннические уловки расскажет корреспондент Деловой жизни Казахстана со ссылкой на Учет.kz.
По словам начальника управления полиции Алмалинского района Есена Искакова, жертвами мошенничества может оказаться каждый. Однако более подвержены риску пожилые люди. При расследовании таких преступлений следственные органы сталкиваются с такими проблемами, как переводы денежных средств за пределы Казахстана, злоумышленники используют одноразовые мобильные телефоны и абонентские номера, что требует огромных усилий по раскрытию таких преступлений.
Наиболее частые на практике примеры
Пример №1. Злоумышленники для совершения своих преступных действий используют программное обеспечение “Anydesk” – бесплатная программа для частного пользования удаленного рабочего стола. Однако программа в настоящее время зачастую используется в преступных целях, а именно под любым предлогом злоумышленники принуждают установить мобильное приложение на телефон, после чего, получив полный доступ к телефону, производят свои мошеннические действия (снимают денежные средства, оформляют кредиты и т.д.).
Пример №2. Злоумышленник(и) производят звонок на мобильный телефон потенциальной жертвы, представляясь сотрудником службы безопасности банка под ложным именем, тем самым, пытаясь вызвать доверие к себе. Как правило, манера речи крайне вежлива. Затем мошенник сообщает, что только что неизвестные пытались произвести несанкционированный взлом платежной карты, снятие денег с нее, либо обнаружена подозрительная активность и кто-то пытается оформить кредит. В дальнейшем злоумышленники требуют следовать инструкциям и сообщать sms-коды. Посредством этих цифр злоумышленники производят перевод денежных средств с карты жертвы на иные карты. Как показывает практика, зачастую денежные средства переводятся в Российскую Федерацию либо в страны ближнего зарубежья.
Пример №3. Еще один часто встречаемый вид интернет-мошенничества связан с объявлениями о продаже товаров и оказания услуг, размещенные на сайтах OLX, Kolesa.kz, Instagram и т.д. К примеру, злоумышленники требуют за товар либо услугу полную оплату или же ее часть. После получения денег на карту злоумышленник попросту пропадает. Более того, зачастую аферисты просят отправить свои данные (фото удостоверения личности, фото платежной карты), якобы обвиняя саму потенциальную жертву в мошеннических намерениях.
Пример №4. На сегодняшний день действуют различного рода микрокредитные организации, которые предоставляют онлайн-кредит. Для получения такой услуги на сайте организации заполняются анкетные и установочные данные с вложением фото удостоверения личности лица, желающего получить заем. Этим также могут легко воспользоваться мошенники при наличии у них фото вашего удостоверения личности. В дальнейшем, по истечении срока возврата денег, вас начнут искать коллекторские службы.
Либо еще один пример, фото вашей карты и удостоверения личности попали в руки мошенников. При помощи имеющихся данных на ваше имя оформляется онлайн кредит. При поступлении денег на ваш карточный счет, вам звонит неизвестный, представляясь ложным именем и поясняя, что ошибочно направил(а) на вашу карту определенную сумму денег и просит ее вернуть. Возвращая денежные средства, жертва мошенников даже не подозревает, что вернул кредитные деньги, оформленные на его имя.
Что нужно знать, чтобы не стать жертвой мошенников
В профильном ведомстве упомянули важные советы против интернет-мошенничества:
- Ни в коем случае не сообщайте кому-либо sms-коды, отправляемые банком на ваш мобильный телефон, CVV-код (трехзначный код с обратной стороны карты), свои анкетные и установочные данные. Помните, что СБ банка никогда не звонит своим клиентам. Без предоставления своих данных и кодов, мошенники не смогут снять ваши деньги.
- Ни в коем случае не скачивайте программу “Anydesk”, так вы дадите мошенникам доступ к своему мобильному телефону.
- Не поддавайтесь излишнему риску, приобретая товар либо получая услугу, старайтесь увидеть продавца, и сам товар и, только убедившись в безопасности, производите оплату.
- Ни в коем случае не отправляйте фото платежных карт и документов, удостоверяющих личность.
- По вопросам, связанными с банковскими услугами, обращайтесь непосредственно в call-центры банков, номера которых опубликованы в свободном доступе, в том числе на официальных интернет-сайтах.
- Предупреждайте своих родных и близких об опасности стать жертвами интернет-мошенников.
- Если вы столкнулись с подобными ситуациями, обращайтесь на пульт “102” либо в ближайший отдел полиции.
Отметим, в Казахстане за 10 месяцев 2021 года количество зарегистрированных фактов интернет-мошенничества составило 17,8 тыс, что почти в два раза больше показателя за аналогичный период прошлого года.