Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» обратился с рекомендацией к правительству о рассмотрении возможности пролонгации моратория на проведение проверок малого бизнеса и микропредпринимателей до 1 января 2024 года, сообщает пресс-служба палаты.
В НПП считают, что сегодня есть все экономические основания для продления действия данного указа. Кроме этого, такое решение полностью соответствует требованиям Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы, а также Хартии предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции.
В Национальной палате считают, что введенный три года назад президентом мораторий на проверки бизнеса позволил предпринимателям сократить потери от пандемии и от ряда других социально-экономических проблем. Однако, отмечают в НПП, нарушение должностными лицами порядка назначения и проведения проверок, самовольное расширение пределов госконтроля, ненадлежащий внутренний и внешний анализ соблюдения ими законности сформировали административные барьеры для предпринимательской деятельности и ограничили использование потенциала указа. В НПП заявляют, что, несмотря на прекращение или сокращение государственными органами проверок в 2020 году, в 2021 было выявлено 1035 фактов их необоснованного назначения и проведения.
Чтобы снизить коррупционное давление на бизнес, в 2021 году законодательством было закреплено, что госконтроль и надзор за предпринимательской деятельностью проводится исключительно для защиты жизни и здоровья людей, окружающей среды, конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также обороноспособности и национальной безопасности.
«Но вышло так, что контролирующие органы самовольно расширили пределы государственного контроля. Для достижения своих ведомственных интересов контрольно-надзорные органы стали вольно толковать случаи, которые потенциально могут привести к причинению вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, так как на законодательном уровне понятие «массовая угроза жизни и здоровью населения» не раскрыто. Ситуацию осложнило и разъяснение министерства национальной экономики о том, что «массовость угрозы» каждым госорганом определяется самостоятельно, что и повлекло широкую нормотворческую инициативу министерств, в которой преобладали ведомственные интересы. Многочисленные нарушения прав предпринимателей госорганами подтверждаются судебной практикой обжалования их действий», – подчеркнул председатель совета Каирбек Сулейменов.
Во время работы Совета отмечено, что в 2021 году суды признавали необоснованными или незаконными каждое второе обжалованное действие или акт госорганов. Акиматами наибольшее количество незаконных требований выносились по: земельным вопросам, архитектуре и градостроительству – 60%; государственным закупкам – 51% и ряду других. Среди центральных государственных органов наибольшее количество незаконных решений принимали налоговые и таможенные службы министерства финансов. Судами признано незаконными 62% их обжалованных действий.
Принятым законом о внедрении новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности закреплено, что регулирование бизнеса будет осуществляться исключительно для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, жизни и здоровья людей, окружающей среды, обороны и нацбезопасности. Нормы закона уже вступили в силу.
«Сложившаяся правовая коллизия требует проведение трансформации государственной контрольно-надзорной деятельности или введения моратория на применение административной ответственности по отдельным группам правонарушений, затрагивающих вопросы регулирования предпринимательской деятельности. В этой связи Совет рекомендует правительству рассмотреть вопрос о возможности пролонгации моратория на проведение проверок малого бизнеса и микропредпринимателей до 2024 года», – заявил председатель совета Каирбек Сулейменов.
Совет сформировал рекомендации для министерств, Генеральной прокуратуры, агентств и региональных филиалов НПП, с которыми можно ознакомиться по ссылке.