Site icon Деловая Жизнь Казахстана

За год локдаунов и ограничений неактивных предприятий стало на 14% больше

На помощь отечественным производителям приходят как госсектор, так и крупнейшие предприятия РК. По итогам I квартала текущего года в реальном секторе экономики РК отмечена положительная динамика

Непосредственно в обрабатывающей промышленности рост составил 7,5%. Положительные результаты зафиксированы, к примеру, в машиностроении (+21,8%), легкой промышленности (+3,1%), химической промышленности (+14,2%), металлургии (+2,3%) и т. д.
Важно также, что в «коронакризисном» 2020 году именно реальный сектор стал якорем устойчивости национальной экономики РК. В частности, в сегменте переработки был обеспечен рост на 3,9%. При этом в целом пандемия и локдауны сильно ударили по казахстанскому бизнесу. Предприятий, оказавшихся за бортом деловой активности, за год карантина стало на 22% больше. Непосредственно промышленных компаний, временно ушедших в неактивный режим, стало больше на 14,4%, до 9,7 тыс. к апрелю текущего года. Это уже более 40% от всех действующих промышленных предприятий в стране.
Поддержка промышленности, и в особенности сферы переработки, является важнейшей стратегической задачей в рамках экономической безопасности страны. Государство по мере возможности активно поддерживает сектор. Так, только по программе «Экономика простых вещей» общий объем кредитования был увеличен до 1 трлн тг, срок субсидирования – до 10 лет, перечень товаров и услуг расширился, а также улучшились инструменты гарантирования. Сектор поддерживается также в рамках госпрограмм «Дорожная карта бизнеса – 2025», «ГПИИР 2020-2025», включая лизинговое финансирование от Фонда развития промышленности, и т. д.
Еще один мощный источник поддержки – крупный бизнес РК. К примеру, крупнейшая в РК и мире компания в сфере добычи и обогащения природных ресурсов – ERG (Евразийская группа) – ежегодно осуществляет закупки на сумму порядка 2,5 млрд долл. США. Доля закупок ERG у отечественных товаропроизводителей и поставщиков услуг составляет более 60%. В текущем году группа совершит закупки у казахстанских поставщиков на 67,6 млрд тг. На 2021 год в ERG разработано 35 стратегий, в которых основными поставщиками определены отечественные товаропроизводители. Намерения о долгосрочном партнерстве подписаны на закупку таких товаров, как высоковольтная аппаратура, трансформаторы и стабилизаторы, дезинфицирующие средства, взрывчатые вещества, металлоконструкции и запчасти к ним, рельсы, полимерная, полиэтиленовая и прочая тара, фильтровальное оборудование, спецодежда и т. п. В список поставщиков-партнеров входят не только крупные предприятия, но и, что особенно важно, представители малого и среднего бизнеса РК. В числе стратегических поставщиков – ТОО «УПНК-ПВ», АО «Alageum Electric», ТОО «Таразский металлургический завод», ТОО «Qaz Carbon», АО «Орика-Казахстан», ТОО «Стальмонтаж», АО «Каустик» и другие, причем список регулярно пополняется. Подобный масштабный рынок сбыта, повышающий в целом конкурентоспособность казахстанского бизнеса, актуален и крайне необходим товаропроизводителям страны. Так, по результатам конъюнктурного обследования деловой активности организаций, проведенного БНС АСПиР РК в четвертом квартале 2020 года, лишь 54% казахстанских промышленников прогнозировали на I квартал текущего года неизменный спрос. В то же время количество респондентов, прогнозирующих снижение спроса, на 1% превысило число тех, кто ожидает улучшения. Соответственно, 52% предприятий не предполагали изменений в объемах выпуска продукции, в то время как тех, кто считали, что выпуск снизится, было на 1% больше, чем их более оптимистично настроенных коллег.
Ухудшения финансово-экономической ситуации для промышленных предприятий в I квартале ожидало на 1% больше респондентов, чем улучшения. Таким образом, вопрос гарантированного спроса для казахстанских товаропроизводителей крайне важен.
Действуя сообща, казахстанские системообразующие предприятия и госорганы со своевременными мерами поддержки способны обеспечить продолжительный рост обрабатывающей промышленности и в целом реального сектора экономики РК.

Exit mobile version