Site icon Деловая Жизнь Казахстана

Маркировка в Казахстане: «за» и «против»

exchange of ideas 222788 1280 Маркировка в Казахстане: "за" и "против"

Фото: pixabay.com

По информации казахстанских СМИ, на недавно прошедшей пресс-конференции с участием представителей бизнес-сообщества предприниматели Казахстана выступили против маркировки сигарет и продуктов питания,  также потребовали оградить их от «глухонемого минфина».
Редакция ДЖК разбиралась в конфликте.
В ответ на претензии минфин заявил, что

основная цель введения маркировки табачных изделий и алкогольной продукции – защита от потребления контрафактной продукции и вывод из тени нелегального оборота.

Кроме того, было отмечено, что по другим товарам пилотные проекты проводят разные отраслевые министерства. А область маркировки товаров в нашей стране координирует Министерство торговли и интеграции.
Известно, что единым оператором маркировки в Казахстане назначено АО «Казахтелеком»  (ДК — ТОО «Центр развития цифровой экономики»).
Цифровая маркировка товаров является межнациональным проектом, реализуемым на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). После введения обязательной маркировки ожидается значительное снижение доли теневого оборота, которая на рынке легкой промышленности Казахстана достигает 63% от общего оборота, на рынке обуви – 48%, на рынке алкоголя – 25%, в фармацевтике – 12%.

Внедрение обязательной маркировки товаров является триггером для «обеления» товарных рынков и позволяет сократить теневой оборот товаров на 70-80%.

Достижение таких показателей в Казахстане, при введении обязательной маркировки 15 видов товаров, позволит создать дополнительный рынок сбыта в сумме 900 млрд тенге для добросовестных производителей и импортеров.
Таким образом, цифровая маркировка позволит бизнесу повысить производительность, усовершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и, в конечном счете, увеличить выручку.
При этом у каждого потребителя появится возможность благодаря мобильному приложению Naqty Onim всегда иметь доступ к правдивой информации о товаре. То есть цифровая маркировка будет способствовать и развитию культуры осознанного потребления у населения, – разъяснили в пресс-службе Центра.
Адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов  пояснила, что пандемия нам дала новые реалии выживания.
— В условиях пандемии департамент государственных доходов взял самоцелью тотальный контроль и увеличение финансовой нагрузки на микробизнес. За эти полтора года были введены идеи снижения порога на НДС, который уводил розничную торговлю в серую зону.
После — больше: были введены разного рода запреты на выкладку товаров, теперь новый «пилот» – маркировка. Бизнес штормит и качает, он не выдерживает дальнейшего прессинга.
Конечно же, предприниматели возмущены всем этим, так как считают внедрение новых систем учета дублированием прежних, просят провести их независимый аудит, а также считают, что за годы пандемии вводятся пилотные проекты, давящие на бизнес. И они правы.
Что мы сейчас наблюдаем? Магазинам у «дома» ввели СНТ. Сейчас им вводят ещё систему ISMET, где будет маркировка всех товаров. Ещё ожидается маркировка алкоголя, сахаросодержащих напитков, молочной продукции.

Список маркировочных товаров расширяется без экономического учета и при этом смущает то, что деньги идут не в бюджет, а в карман частной компании. Претензии предпринимателей законны.

Информационные системы будут дублировать информационную систему электронных счетов-фактур. Для чего?
Поэтому поддерживаю протест предпринимателей и считаю, что нужно интегрировать все эти модули в одну систему электронных счетов-фактур, использовать одну платформу, отказаться от этих актов приема-передачи».
Президент Ассоциации предприятий лёгкой промышленности РК  Любовь Худова  отметила, что маркировка  нужна для сокращения теневого оборота.
— Например, готовую продукцию в Узбекистан не завезешь. Там введен жёсткий контроль, а к нам  многое завозят контрабандным путем.  А  ведь производитель завозит сырье и материалы, которые обязательно декларирует, платит налоги, пошлину, таможенный сбор.  НДС  оплачивается уже на границе и естественно это ложится на себестоимость товара. Только сырье, как минимум на 20-25%, становится дороже.

Но на барахолках, в ТЦ товар продается не декларированный,  не сертифицированный и вряд ли они будут маркировать товар. Получается, что это  действует только для официально работающих предприятий.

Но все предприниматели должны работать по Таможенному кодексу, декларировать товар. Нужно исключить каргопереаозки без декларирования и сертификации и консолидированные грузы. Это контрабанда. Естественно, если  не уплачивать  налоги, товар  будет дешевле.  А ведь производитель ещё содержит рабочие места,  платит все налоги!
Директор ТОО GLASMAN  Анвар Хилажев полагает, что товары легкой промышленности, завозимые из других стран  составляют на рынке 95% контрабанды и контрафакта, в связи с устоявшейся  более 20 лет системой провоза товара через границу по килограммам. При этом не выплачиваются налог и пошлины в бюджет при таможенной очистке.

Отечественные предприятия, которые работают на  потребительский рынок, а не на госзаказ, давно находятся в неравных условиях с импортными производителями.

Поэтому население ходит в одежде китайского, турецкого и т.д. производства. Завозимый товар реализуется на рынках, где тоже, как известно, малый бизнес освобожден от уплаты налогов, соответственно импортный товар уже обходится дешевле, чем продажа отечественных товаров.
Поэтому предприятий легкой промышленности, которые работают на потребительский рынок очень мало. Мы закупаем сырье,  даем рабочие места, производим товар, платим все налоги, но реализация у нас не в равных условиях по сравнению с импортными товарами.

Маркировка товаров  дает надежду, что ситуация изменится и Правительство примет решение навести порядок на границе. Тогда отечественным производителям  будет легче реализовать свою продукцию.

– Маркировка товаров дает возможность собирать правильную статистическую информацию: где и кем был произведен товар, в том числе и продукцию  из других стран. В этом случае отечественные производители будут в равных условиях.
Мы сможем  идентифицировать товар, минимизировать серый импорт  и уравнять конкуренцию между  отечественным и зарубежным  производителями.  Поэтому маркировка товаров – это благо, которое послужит  продвижению рынка отечественных производителей», – отмечает вице президент ассоциации легкой промышленности РК  Арсен Жетписпаев.
На данный момент в Казахстане обязательная цифровая маркировка введена на табачные изделия и меха. С 1 ноября данная мера будет введена на обувные товары. Реализуются пилотные проекты по маркировке алкогольной и молочной продукции, безалкогольных напитков и товаров легкой промышленности. Завершился «пилот» по цифровой маркировке лекарственных средств.
Введение обязательной маркировки на эти группы товаров планируется в 2022 году.

Exit mobile version