Каждый родитель мечтает дать своим детям самое лучшее. В первую очередь это касается образования. Учитывая не самый высокий рейтинг казахстанских вузов, многие всерьез настроены исключительно на зарубежные университеты, где качество образования выше, да и дипломы признаются во всем мире. Выбрать страну и подходящий вуз при нынешнем многообразии – дело непростое.
Зачастую родители обращаются за помощью в образовательные агентства или к частным консультантам, однако последствия такого сотрудничества порой могут оказаться плачевными. К примеру, в этой скандальной истории жертвами ловких мошенников оказалась не одна казахстанская семья.
Лучшие инвестиции – инвестиции в образование
Именно так думала Динара (имя изменено – прим. ред.), которая мечтала дать своей дочери качественное образование. «В мае 2019 года моя дочь должна была окончить школу, и мы решили подать документы на обучение в Европу, по специальности «Международные отношения», – делится Динара. Ранее она познакомилась с женщиной, рассказавшей о своей знакомой, некой А.Б., которая, с ее слов, уже не первый год помогает казахстанским абитуриентам поступить в престижные европейские вузы. Женщина сначала порекомендовала вузы Чехии, а позже Польши, где, как уверяла, уже учится ее дочь.
Дочь Динары получила аттестат. После этого Динаре посоветовали скорее передать отсканированные документы А.Б., так как нужно было пройти онлайн-регистрацию и успеть принять участие в отборочном туре. Для этого в срочном порядке необходимо оплатить регистрационный взнос в размере двух тысяч долларов, что на тот момент составляло 760 тысяч тенге. Ничего не подозревая, мама абитуриентки перевела нужную сумму на указанный ей банковский счет. В целом, свои услуги по подаче документов, сопровождению и поступлению в иностранный вуз агенты оценили в 7 тысяч долларов (2 миллиона 695 тысяч тенге).
Встретиться с гражданкой А.Б. – директором центра по обучению за рубежом, Динаре удалось только 6 июля 2019 года. Во время встречи был подписан Договор об оказании услуг по организации обучения за рубежом, и переданы оригиналы документов абитуриента. На встречу, по просьбе агентов, Динара принесла оставшуюся от 7 тысяч долларов сумму — около 2 миллионов тенге, однако консультанты уверили, что сумма не полная, так как регистрационный взнос не входит в сумму их комиссионных. Недостающую сумму Динара должна была оплатить в начале августа. Позднее оригиналы документов были возвращены, а сумма комиссии полностью выплачена. Сотрудники центра поддерживали связь с Динарой посредством мобильного телефона, whats’app и электронной почты.
Все это время Динару уверяли, что все под контролем, онлайн-регистрация прошла успешно, документы сданы вовремя. 1 августа А.Б. попросила снять видеообращение дочери якобы для комиссии университета. Ролик был снят и отправлен на электронную почту А.Б.
14 августа А.Б. объявила, что будет онлайн-собеседование на английском языке посредством приложения Skype. В указанный день собеседование состоялось, однако лица представителя университета абитуриент не видел. Консультанты уверили, результаты будут известны через 10-12 дней. Когда 23 августа Динара поинтересовалась о результатах собеседования, а также нужно ли готовить визу и другие документы, и в какой вуз поступает ее дочь, ей ответили: «Университет в городе Жешув в Польше».
29 августа Динара узнала, что ее дочь не прошла собеседование: соответствующее письмо на английском языке якобы от университета было выслано ей на почту. Второго сентября состоялась встреча с А.Б., в ходе которой выяснилось, что возвращать средства агент не намерена, более того, она угрожала расторгнуть договор в одностороннем порядке, ссылаясь на вмешательство со стороны Динары в ее деятельность. На просьбу же дать оригинал письма официального отказа от самого университета, А.Б. пообещала его выслать.
3 сентября Динара получила на почту письмо, исходящее якобы от Университета информационных технологий и менеджмента в городе Жешув Республики Польша. Несмотря на наличие логотипа университета, письмо вызвало подозрение, так как не было электронного адреса университета как первичного отправителя. 5 сентября женщина позвонила в университет и поинтересовалась, были ли поданы документы ее дочери во время онлайн-регистрации. Сотрудник университета заявил об обратном и попросил перенаправить письмо им.
Спустя несколько дней Динара получила письменный ответ от указанного вуза, в котором сообщалось, что документы ее дочери не поступали, более того, абитуриенты зачисляются в вуз на основе средней оценки аттестата, а не онлайн-собеседования на английском языке. Кроме того, письмо с логотипом университета является подделкой, а с госпожой А.Б. вуз никогда не заключал договор о сотрудничестве. Официальный ответ от Консульского отдела Посольства Республики Казахстан в Республике Польша также подтвердил отсутствие данных о подаче документов в польский университет.
Хотели, как лучше, а получилось…
Другая участница этой истории Сауле (имя изменено – прим. ред.) о гражданке А.Б. узнала от своих коллег. К услугам этого агента обратилась даже ее начальница, которая имела большой жизненный и профессиональный опыт, а также является успешной бизнес-леди. Доверившись выбору коллег, Сауле также решила воспользоваться отличной возможностью. Ранее о существовании особой стипендиальной программы, дающей право иностранным студентам поступить в европейские вузы на грантовой основе, женщина не знала.
Условия для поступления были следующие: подача документов об образовании, видеоролик абитуриента, оплата регистрационного взноса в размере 1 тысячи долларов. Всю остальную работу, такую как онлайн-регистрация, перевод и апостилирование документов, выбор вуза, сопровождение абитуриента на экзамен IELTS, получение и передача официального приглашения на обучение должны выполнять агенты. На выбор абитуриентам в центре госпожи А.Б. предлагали до пяти зарубежных вузов. При этом, если абитуриент по какой-либо причине не поступает в этом году, он сохраняет право поступить в следующем. Со слов А.Б. и ее помощников, стипендиальная программа давала участникам право не только бесплатного обучения и проживания в кампусе, но и получение стипендии.
Свои услуги А.Б. оценивала в 7 тысяч долларов и это без регистрационного взноса. Половину озвученной суммы Сауле должна была оплатить после предъявленного центром списка университетов, готовых принять ее дочь на обучение, вторую же половину планировалось передать сразу же после зачисления и получения письма-приглашения от вуза. В начале февраля семья перечислила 1 тысячу долларов для онлайн-регистрации, в ответ получив QR-код о якобы успешной регистрации.
В середине марта 2019 года А.Б. под предлогом вылета за рубеж по делам абитуриентов потребовала половину суммы, а именно 3,5 тысячи долларов, в крайнем случае, 2 тысячи долларов. И хотя семья даже не получила на руки список вузов, директор центра заверила, что документы уже переведены и апостилированы, вузы подобраны, и при встрече она передаст и договор, и долгожданный список. Поверив в очередной раз, Сауле перевела 2 тысячи долларов (на тот момент это было 740 тысяч тенге) на карту А.Б.
С этого момента у Сауле появились сомнения, чем она поделилась со своими коллегами, однако те успокоили, что волноваться не стоит, уверяя, что есть реальные истории поступивших через данную программу абитуриентов. Позже Сауле встретилась с А.Б., где та, после получения на руки и без всяких расписок оставшейся от 3,5 тысяч долларов суммы, передала, наконец, долгожданный договор. Прочитать документ на месте не удалось, так как в холле гостиницы якобы начиналась презентация. Квитанцию об оплате и список университетов А.Б. пообещала выслать чуть позже.
Как выяснилось, в договоре сумма услуг не была прописана вовсе. Спустя некоторое время, уже в мае, Сауле, окончательно разочаровавшись в действиях А.Б., заявила о выходе из программы. Ранее женщина напрямую позвонила в интересующий ее вуз в Праге и узнала неприятные новости: экзамены в академию уже прошли в феврале-марте, а для поступления в вуз знания английского языка, как и его подтверждения – сертификата IELTS не требовалось. В силу невыполнения обязательств Сауле потребовала от А.Б. полного возврата средств. После некоторых отговорок агент пообещала вернуть 3,5 тысячи долларов, но отказалась вернуть 1 тысячу долларов, которая, по ее словам, была нужна для регистрации в базе. После этого А.Б. перестала отвечать на звонки. Сауле рассказала о сложившейся ситуации своим коллегам, но те попросили пока не поднимать скандала. Ее руководитель сама связалась с А.Б. с просьбой прояснить ситуацию, на что та ответила, что Сауле не написала официального письма о выходе из программы. Письмо было написано и выслано сразу на три электронных адреса.
В начале сентября 2019 года Сауле снова попыталась связаться с А.Б. с требованием возврата средств. В ответ консультант центра обвинила ее в разглашении информации и более того пригрозила подать в суд. В конце октября Сауле окончательно поняла, что попала в руки мошенников. Она написала заявление на А.Б. в Алмалинский РОВД г. Алматы.
Связанные одной целью…
Примеру Сауле последовали и ее коллеги. В конечном счете, на действия А.Б были поданы заявления от шести пострадавших. После того как полиция опубликовала пост о данном инциденте в социальных сетях, приложив фото уже задержанной А.Б., в деле появился еще один пострадавший из города Актау. В настоящий момент суд над А.Б. пока не закончен, и приговор еще не вынесен, однако уже понятно, что пострадавших может быть гораздо больше. Со слов потерпевших и судя по их квитанциям, каждый успел передать обвиняемой от 1 тысячи до 8 тысяч долларов.
Все, что пока известно об А.Б.: она 1980 г.р., уроженка Акмолинской области и проживала в г. Нур-Султане, имеет сына, ранее к уголовной ответственности не привлекалась и не была судима. Вместе с ней по делу проходит и ее супруг. Обвиняемую закрыли в СИЗО после нарушения домашнего ареста, супруг находится под подпиской о невыезде. Роль каждого участника, как и мера наказания, будут известны после оглашения приговора. Пока же ясно одно: обвиняемой грозит от 5 лет лишения свободы.
Если кто-либо пострадал от действий данных лиц и готов присоединить свое заявление и иск по этому делу, им необходимо обратиться в ДВД г. Алматы.
Юрист советует
Как отмечают юристы, такие случаи далеко не единичны. Схема мошенничества довольна популярна. Родителей заманивают стипендиальной программой, в результате которой они выигрывают: не платят за обучение огромные деньги и при этом обучают отпрыска в зарубежном вузе. Казалось бы, заплати консультантам несколько тысяч долларов, и вопрос решен! Однако последствия, как мы видим, весьма плачевны.
В случае, если у родителей появилась необходимость обращения к компаниям, оказывающим такие услуги, стоит убедиться, что фирма имеет официальную лицензию от Министерства образования и науки РК, подтверждающую право на занятие деятельностью в сфере образования. Кроме того, ни в коем случае нельзя передавать денежные средства без подписанного договора и получения квитанций, ведь в случае обращения в суд, доказать факт передачи денег будет сложно или попросту невозможно.
Советы экспертов по выбору образовательного агентства
Поступление в зарубежный вуз – трудоемкий процесс, требующий серьезной подготовки. Это выбор учебного заведения, сдача необходимых документов, экзаменов, написание мотивационных писем и многое другое. Следует помнить, что для иностранных абитуриентов сроки сбора и подачи документов начинаются значительно раньше местных. Если вы не готовы тратить столько времени и усилий, то можете обратиться к услугам специалистов: чаще всего это образовательные агентства, которые возьмут на себя всю рутинную работу.
Итак, на что обращать внимание при выборе консультантов:
· Внимательно изучите сайт выбранного агентства. Как часто он обновляется? Сколько лет компания работает на рынке? Изучите отзывы студентов, попробуйте найти их в социальных сетях и связаться с ними.
· Обратите внимание на работу консультанта: как он выглядит, вызывает ли доверие, предлагает ли альтернативные варианты.
· Беседа с абитуриентом и родителями не может длиться менее получаса. Хороший специалист постарается узнать ваши предпочтения и другую информацию, чтобы подобрать нужный вуз и программу.
· При выявлении слабых мест абитуриента консультант порекомендует, к примеру, нанять репетитора или пройти дополнительные языковые курсы. Если же в запасе есть год и более, может предложить летние школы или изучение полезных информационных ресурсов.
· Задача консультанта — прописать алгоритм действий, то есть «разложить все по полочкам» (что, когда, в каком виде предоставить, на какие моменты обратить внимание, чего не хватает и т.д.).
· Сотрудник агентства в обязательном порядке предоставит всю информацию о количестве человек, поступивших в вузы с их помощью и о своем личном опыте в данной сфере.
· Агент приложит максимум усилий для получения клиентом полной информации. Расскажет о возможных рисках, неожиданностях, форс-мажорах, которые могут возникнуть на любой стадии.
· Если клиента не интересуют гранты и стипендиальные программы, специалист поможет рассчитать не только стоимость обучения, но и затраты по визе, страховке, проживанию, питанию, транспорту и другим непредвиденным расходам.
· Эксперты всегда предложат вам альтернативные варианты. Однако выбор остается исключительно за клиентом.
Это далеко не полный список советов по подбору образовательного агентства, но даже эти рекомендации помогут вам избежать многих неприятностей и не попасть в руки мошенников.
Бахыт Асылбек