Site icon Деловая Жизнь Казахстана

Криминализация бытового насилия: за и против

domestic violence Криминализация бытового насилия: за и против

Woman vector created by freepik - www.freepik.com

Как защитить женщин и детей от домашних тиранов? Почему законопроект «О противодействии семейно-бытовому насилию» вызвал острые дискуссии в обществе?

Вопрос домашнего насилия в нашей стране уже много лет остается открытым. При этом, учитывая ситуацию, требует незамедлительного решения. Давайте посмотрим, насколько эта ситуация действительно тревожная.

Шокирующие цифры

По данным фонда «ООН-женщины», в Казахстане вследствие бытового насилия ежегодно погибает около 400 женщин. В 2019 году было зарегистрировано 25 750 заявлений от жертв бытового насилия. В 2020 году ситуация значительно ухудшилась. По мнению экспертов, небывалому всплеску домашнего насилия поспособствовал карантин. Смотрите сами: с 15 февраля по 15 марта было зарегистрировано 10 121 заявлений о бытовом насилии, с 15 марта по 16 апреля – 12 518 заявлений. Рост за месяц составил 23,6%…

Стоит ли говорить, что только малая часть пострадавших от рук домашних тиранов решается пойти в полицию.

Почему так происходит, ведь в нашей стране действует закон, призванный привлекать агрессора к должной ответственности и обеспечивать правосудие пострадавшей стороне? Только в текст Закона «О профилактике бытового насилия» в период с 2010 по 2018 года поправки вносились 12 раз (!), при этом налицо серьезные изъяны в действующей его версии и в реагировании соответствующих правоохранительных структур на домашнее насилие.

Относительно последнего законопроекта «О противодействии семейно-бытовому насилию», одобренного Мажилисом в сентябре минувшего года, споры не утихают до сих пор. Уже в нынешнем году, 22 января, законопроект был отозван депутатами. Этому поспособствовали многочисленные волнения, петиции против законопроекта, выступления экспертов и активистов.

Документ вызвал острую критику как населения, так и профессиональных юристов, поскольку в случае принятия не только не смог бы выполнить свою защитную функцию, но и, как многие небезосновательно полагают, поставил бы под удар даже благополучные семьи.

Ведь расплывчатость формулировок в документе, призванном обеспечить безопасность матери и ребенка, порождает их неоднозначную трактовку. Например, из данного законопроекта выходит, что к родителю могут законно принять меры за шлепок по попе своего ребенка. А любое воспитательное условие, поставленное перед ним, может быть расценено соответствующими органами как психологическое насилие, что может запросто обернуться изъятием ребенка из семьи. Такой исход мог быть вероятен и после анонимного сообщения о психологическом, физическом либо экономическом насилии в семье в отношении ребенка. Это, в свою очередь, могло привести к различным последствиям для законопослушных граждан (соседей или иных лиц), которые на основе доносов и наветов анонимных недоброжелателей могли быть подвержены вторжению в частную жизнь без серьезных причин.

При этом авторы проекта и поддержавшие его депутаты считают, что новый законопроект просто неправильно истолкован.

Что мы имеем на сегодняшний день

В первую очередь, убежденность агрессора в своей безнаказанности. По крайней мере, за первый случай насилия, к которому относятся побои и причинение легкого вреда здоровью. Сегодня за такое преступление, совершенное впервые (а по факту, первое, получившее огласку), домашний тиран отделывается просто предупреждением. Один раз разрешается…? Наказание же в виде ареста до 15-20 суток предусмотрено только за повторные избиения.

И кстати, для информации, легкий вред здоровью по законодательству РК – это кратковременное расстройство здоровья на срок до двадцати одного дня. Сюда вполне можно отнести сломанный нос или челюсть, сотрясение мозга и прочие ужасы.

Ни для кого не секрет, что большая часть жертв домашнего насилия не обращается в полицию. Одна из основных причин: они боятся расправы и им некуда идти. Сегодня в Казахстане около 40 кризисных центров для жертв бытового насилия, функционирующих в условиях огромной нагрузки в результате растущего спроса на свои услуги. К сожалению, они не всегда могут обеспечить пострадавшим анонимность, конфиденциальность, а также психологическую, юридическую и социальную помощь.

Image by Ryan McGuire from Pixabay

Как остановить беспредел

Исходя из опыта прошлых лет на поверхности, как минимум, несколько пунктов, которые с большой вероятностью будут работать в защиту пострадавших от домашнего насилия.

В первую очередь, это криминализация наказания за бытовое насилие, как было до 2017 года. Побои и причинение легкого вреда здоровью до этого момента относились к разряду уголовных деяний и наказывались общественными, исправительными работами или арестом до 45 суток. Но, кстати, была в этом списке и такая неоднозначная мера, как штраф. По этой причине многие жертвы бытового насилия вынуждены были забирать свои заявления на домашних дебоширов, ведь штраф бил по семейному бюджету, и его угроза только усугубляла ситуацию, вынуждая многих и дальше терпеть побои и унижения.

Во-вторых, обязательное назначение наказания за нарушение защитного предписания. Этот документ сегодня используется как мера пресечения домашнего насилия и содержит указания, которые должен выполнять агрессор, если его нахождение рядом угрожает жизни жертвы насилия или ее здоровью. Например, в полиции могут прописать не приближаться к жертве в течение определенного срока, не общаться с ней по телефону и Интернету, не распивать алкогольные напитки и пр. В США за нарушение условий подобного предписания грозит до пяти лет тюрьмы, в Казахстане же эта мера остается нерабочей, поскольку за нарушение предписания предусматривается только предупреждение. И как показывает практика, эти гуманные подходы не только не эффективны против домашнего насилия, но и еще больше убеждают агрессоров в безнаказанности. Немаловажно, чтобы защитное предписание выносилось как с согласия пострадавшего лица, так и без его участия, так как в большинстве случаев жертва находится в зависимости от нарушителя или попросту испытывает страх.

Важно также предусмотреть возможность обязать агрессора покинуть место совместного проживания с пострадавшим. Что касается временных убежищ для пострадавших (шелтеров), необходимо предусмотреть их в виде небольших помещений при каждом полицейском участке. И конечно же, никаких пунктов о примирении сторон! Ведь в этом случае жертва подвергается еще большей опасности.

Этот список можно продолжить, но ситуация не изменится и жертв будет еще больше, пока бытовое насилие не будет рассматриваться в нашем государстве как уголовное преступление. И что немаловажно в таком вопросе, закон в защиту жертв семейно-бытового насилия должен быть юридически корректным, не допуская широкого толкования.

Гульжахан Ахмадиева

Exit mobile version