Последний месяц в Казахстане наблюдается активная деятельность в борьбе с коррупцией. Одним из тех, кто не готов молчать, является генеральный директор группы логистических компаний «Алан» Данияр Игисинов, который рассказал в нашей программе «Точка кипения», какие коррумпированные действия до сих пор имеют место в национальной компании АО «НК «Казахстан Темир Жолы».
История
На транспортном рынке компания «Алан», обеспечивающая весь спектр услуг по обслуживанию грузов, существует и работает с 1993 года.
В 1996 году был построен первый частный контейнерный терминал, созданный для обработки порожних контейнеров и их вывоза. С того времени терминально-логистический центр стал официальным экспедитором в Казахстане. Компания имеет прямые договоры с национальным перевозчиком — АО «НК «КТЖ» и является первой частной компанией, зарегистрированной на Западе как оператор собственного контейнерного парка.
Кроме того, «Алан» входит в пятерку лучших операторов Казахстана по фитинговым платформам, имея в наличии 300 платформ для перевозки только собственных грузов.
В 2000 году штат фирмы составлял около 200 человек. Но сегодня насчитывается только 20 сотрудников. И на это есть свои причины.
«Мы знаем структуру железной дороги. На протяжении уже 25-30 лет идет планомерное уничтожение целой отрасли народного хозяйства железнодорожных перевозок. От названия «КТЖ» осталось только ширма, — в основном, для получения бонусов с народных денег. Вся деятельность, особенно последний год, направлена на защиту интересов аффилированных компаний за теневыми управляющими», — поясняет Игисинов.
В 2021 году КТЖ запросила у правительства дотации, утверждая об убыточности грузовых перевозок. Однако глава компании «Алан» убежден, что благодаря последним изменениям в политической и экономической сфере Казахстана, все скрытое выходит наружу.
Обращение к президенту
20 января работники «Казахстанских железных дорог», пожелавшие остаться анонимными, обратились к президенту страны.
«Обращались трудовые коллективы Алматинского отделения дороги и Акмолинской дороги. Там описаны фамилии, должности, суммы заработных плат, убытки, кто чем руководит. Сотрудники национальной компании написали о тех проблемах, читая которые можно понять, в каком состоянии находится наша железнодорожная отрасль», — рассказал Игисинов.
В письме были обвинены высшие должностные лица корпорации в коррупции, хищениях и незаконном выводе денег. Между тем, Игисинов написал отдельное обращение, адресованное Касым-Жомарту Токаеву.
«Я обратился к президенту как предприниматель, который отдал более 30 лет на строительство этого бизнеса. Теперь перед ним, и не только, стоит огромная угроза уничтожения. Это коснулось тысячи компаний, связанных с экспортированием грузов. В Казахстане более 200 официально зарегистрированных экспедиторов. В Алматы около десяти крупных терминалов. И это их тоже касается», — заявил глава логистического центра.
Суть проблемы
По словам Данияра Игисинова, КТЖ лоббирует интересы частных структур и своих аффилированных компаний. Причиной послужило ранее уничтожение единого комплекса железнодорожных перевозок, что раздробило национального перевозчика, создав из его подразделений и департаментов маленькие ТОО, акционерные общества и АО «Кедентранссервис».
«Мы еще в 1996 году поднимали вопрос законности бесплатной передачи данному АО всех грузовых станций Республики Казахстан. Им были отданы все фитинговые платформы. Дробление национальных богатств в виде основных средств «КТЖ» идет без тендера. Сервис гораздо ухудшился, зато цена взлетела. Появляется куча компаний, которые являются промежуточным звеном. Теперь мы платим через посредников гораздо высокую цену, что было отмечено в письме», — рассказал Игисинов.
Он отмечает, что на сегодняшний день «Казахстан Темир Жолы» продолжает взыскивать деньги за не оказанные услуги. Например, за подачу и уборку вагонов, когда они уже есть в железнодорожном тарифе. Вместе с тем за последний год заблокирована деятельность практически всех транспортных компаний.
Без исключений! (почти)
Начиная с 2020 года, КТЖ запрещает перевозку порожних контейнеров на станцию «Алтынколь». Этот запрет распространился на всех экспедиторов и терминалы. Однако компании АО «Кедентранссервис» он почему-то не коснулся.
Генеральный директор логистического центра призывает к равному доступу к услугам национального перевозчика. Так как «КТЖ» продает экспедиторские коды с наценкой от 50 до 70 процентов по договорам через аффилированные компании, заставляя возить грузы через коды «KTZExpress». При этом «KTZExpress» не выдает коды всем, выборочно организовывая систему того, кому выдавать код, а кому — нет.
«KTZExpress» — это единый монополист. Согласно антимонопольному законодательству, все имеют равный доступ к железной дороге. А у них, наверное, это право более важно. Только они имеют право организовывать перевозки по контейнерным поездам. Но тарифы производятся не напрямую, а через «KTZExpress» с минимальной наценкой в 50 %. Они выдаются только лишь под личную роспись их зампредседателя правления в Нур-Султане по логистике. И коды не даются, пока он не подпишет. Все несут убытки из-за ожидания в несколько дней», — поясняет Игисинов.
Три пункта
На сегодняшний день прослеживается и пагубная политика оперирования на границе Казахстана, где существует три терминала монополистов — АО «Кедентрансервис», Khorgos Gateway, ТОО «Евротранзит».
«Теперь все контейнера, которые по технологии должны идти сразу в Китай, КТЖ в принудительном порядке выгружает в сухом порту. Затем сухой порт выставляет сумасшедшие суммы денег:150 тысяч тенге за хранение перевалки этих грузов. То есть компенсируют убытки за счет нарушения технологии обработки грузов. Это все они прикрывают тем, что якобы китайская граница закрыта на локдаун в связи с пандемией», — отмечает глава компании «Алан».
Он также подчеркнул необходимость направить в национальную компанию комплексную проверку с привлечением правоохранительных органов.
Прогноз при отсутствии мер
По словам Данияра Игисинова, коррумпированные действия, происходящие в железнодорожной отрасли, негативно отражаются на всем рынке Казахстана. При продолжении такой негативной тенденции, малый и средний бизнесы пострадают еще больше. Вместе с тем значительно поднимутся цены на все услуги, включая продукты питания. Кроме того, компании, терпящие убытки, либо закроются, либо не смогут платить налоги в бюджет страны в прежнем объеме.
«Повышение тарифов на перевозку из Китая связано с бездействием руководства «КТЖ» в организации перевозок. На сегодняшний день перевезти товар из Казахстана в Китай стоит 20 тысяч долларов. Из-за этого строительные материалы выросли в цене, произошло пятикратное увеличение тарифа. Это влияет на ценообразование всего рынка», — с горечью говорит Данияр Игисинов.
Генеральный директор заключил, что для восстановления такой важной основы экономики, как железнодорожные перевозки, необходимо создать новый единый национальный перевозчик, ликвидировав все компании, которые ведут к удорожанию тарифов.
Сабина Жандильдина