Государства бывшего СССР исторически являются крупными торговыми партнерами. Казахстан, Кыргызстан, Россия и Узбекистан и другие участники некогда большого рынка активно развивают меж собой торгово-экономические отношения. Однако распространение коронавирусной инфекции внесло корректировки во многие процессы, привело к закрытию государственных границ, стало причиной изменений не только внутри стран, но и за их пределами.
Глобальный экономический кризис, разразившийся из-за пандемии коронавируса, стал, пожалуй, самым серьезным за последние десятилетия. Окончательные его масштабы еще только предстоит оценить.
Международные агентства прогнозируют падение мировой торговли в двузначных цифрах. Основные негативные тенденции будут видны уже через несколько месяцев.
Наиболее сложно восстанавливаться будут те отрасли промышленности, которые связаны со сложными производственными цепочками, где в изготовление продукта вовлечены компании из разных стран.
Конечно же, все это не могло отрицательно не сказаться на развитии малого и среднего бизнеса во всех странах мира. ДЖК решила разобраться, как этот кризис пережили в соседних с Казахстаном государствах.
ВВП
По итогам 2020, ВВП Казахстана сократился на 2,6 процента, в России снижение составило 3,1 процента, реальный рост ВВП Узбекистана составил 1,6 процента. В Кыргызстане ситуация была наихудшей — минус 8 процентов.
В 2021 году ВВП стран этой «четверки» по сравнению с кризисным годом подрос: Казахстан — 3,5 процента, Россия — 4,2 процента, Узбекистан — 4,3 процента, Кыргызстан — 3,8 процента).
Безработица
Общемировой уровень безработицы на фоне кризиса вырос до 6,5% в 2020 году в сравнении с 5,4% в 2018-2019 годах. Ожидается, что в 2021 году он незначительно сократится до уровня в 6,3%.
Численность безработного населения Казахстана в первом квартале 2021 года составила 451,3 тыс. человек — на 2 процента больше по сравнению с 2020 годом. Во втором и третьем кварталах «карантинного» 2020 года уровень безработицы и вовсе достигал 5 процентов, а численность безработных — от 454 тыс. до 455 тыс. человек.
Количество зарегистрированных безработных в России в 2020 году выросло на 1,3 млн человек и достигло 4,8 млн. В Кыргызстане было зарегистрировано более 156 тыс. безработных, в Узбекистане безработица составила 1,55 млн человек.
На сегодняшний день уровень безработицы выглядит следующим образом: Россия — 3,7 млн, Кыргызстан — 80 тыс., Узбекистан — 1,6 млн.
Covid-нокдаун для бизнеса
Как пишут «Известия», Россия за ковидный год потеряла 1,54 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В первой половине 2021 года с рынка ушло 724 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В Казахстане из-з пандемии пострадали около одного миллиона предпринимателей, или около 70 процентов всего действующего бизнеса.
По нацстатистике в Кыргызстане в 2019 году число малых и средний предприятий составило 16 тыс. 978 малых и средних предприятий,
- в 2020 году -11 тыс. 500,
- в 2021 году 12 тыс. из которых 94 процента приходилось на малые предприятия,
- число ИП в 2020 — 414,705 тыс.,
- в 2021 году — 423 тыс., то есть на 2 процента больше чем в предыдущем году.
В Узбекистане в 2019 году число малых и микро предприятий составило 309,7 тыс., в 2020 году — 414 186 тыс., в 2021 году — 450 155 тыс. Нужно отметить, что в отраслевой структуре страны преобладало производство услуг — 33,5 процента, сельское, рыбное, лесное хозяйство — 26,1 процента.
Меры поддержки МСБ в России
Поддержка бизнеса на фоне эпидемии коронавируса наряду с поддержкой населения в Российской Федерации стала одной из главных задач правительства. В апреле 2020 Владимир Путин поручил оказать дополнительную поддержку малому и среднему бизнесу, в частности, предоставив прямую безвозмездную помощь от государства.
Господдержка малого и среднего бизнеса в 2020 году осуществлялась сразу по нескольким направлениям, включая бюджетные выплаты и субсидии, льготы, отсрочки обязательных платежей и налоговые послабления.
Кроме того, более 10 БВУ оказали следующую помощь МСБ:
Средние и малые предприятия из пострадавших отраслей экономики наряду с микробизнесом получили беспроцентные кредиты для выплаты зарплаты, выполнив главное требование — работодатель должен был сохранить рабочие места на уровне не менее 90 процентов.
Была оказана также следующая дополнительная господдержка:
Меры поддержки МСБ в Кыргызстане
В Кыргызстане пакет мер по поддержке МСБ включает в себя следующие инструменты:
- создание Антикризисного фонда;
- внедрение программы льготного кредитования субъектов среднего и малого бизнеса;
- докапитализацию ОАО “Гарантийный фонд” на сумму 1 млрд сомов;
- пересмотр обязательств налоговых контрактов;
- проведение легализации капиталов и имущества;
- освобождение от арендной платы государственного и муниципального имущества;
- беззалоговое микрокредитование самозанятого населения.
Кроме того, в 2020 году Азиатский банк развития (АБР) утвердил финансирование в виде кредита и гранта на сумму $50 млн для оказания помощи правительству Кыргызстана. Эти средства направлены на обеспечение соцзащиты уязвимых слоев общества, на предоставлению фискального стимула для бедных слоев населения с целью поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) и производственных секторов экономики.
Меры поддержки МСБ в Узбекистане
Согласно исследованию Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) о влиянии пандемии COVID-19 на субъекты малого и среднего бизнеса (МСБ), в целом, меры поддержки МСБ были скромнее по сравнению с финансовой помощью и льготами в развитых странах.
В тяжелый для экономики страны год был создан антикризисный фонд на 10 трлн сумов (более 1 млрд долл.), привлечены внешние заёмные средства, а также увеличен госфонд поддержки предпринимательства на 500 млрд сумов (более 47 млн долларов). Значительно сократилась нагрузка на МСБ по налогам и сборам, особенно с туристической и ресторанной отраслей.
Две трети опрошенных предпринимателей не получали поддержки извне. 11% получали государственную помощь, 10% — от финансовых организаций, 8% — от своих семей и знакомых.
Среди главных негативных факторов фигурировали:
- сокращение внутреннего спроса (40% респондентов);
- временное закрытие (33%);
- потеря клиентов и срывы контрактов (22%);
- падение международного спроса (13%);
- трудности в поставках (13%);
- перебои в производстве (12%).
Меры поддержки МСБ в Казахстане
Казахстан выделил около 300 млрд тенге ($713 млн) на поддержку бизнеса, а также предоставил гарантии по кредитам, финансовую поддержку для предприятий, не увольняющих сотрудников, и тренинги по переходу на онлайн-работу.
При этом помощь от государства считают адекватной меньше трети казахстанских предпринимателей (31%). Меньше всего была довольна сфера услуг.
В Казахстане меры поддержки были следующими:
- рефинансирование кредитов;
- поддержка в рамках госпрограмм «Дорожная карта бизнеса 2025» и «Экономика простых вещей;
- освобождение от уплаты налогов малого и микропредпринимательства.
По итогам первого полугодия 2021 в рамках двух государственных программ было просубсидировано 12 447 проектов на общую сумму кредитов 441 млрд тг, предоставлено гарантий по 10 788 проектам на сумму кредитов 187 млрд тг.
Однако, как ДЖК рассказали бизнесмены фитнес-индустрии, образовательной сферы, туротрасли, все эти меры не сыграли для их бизнеса большую роль. Господдержка была эффективной только в части субсидирования ставки вознаграждения до 6% для субъектов МСБ.
В стране основными источниками поддержки был ближний круг (22%), госпрограммы (17%), партнёры и клиенты (14%).
Прогнозы
По прогнозу Всемирного банка, в 2022 году ВВП стран будет следующим:
Среди стран Центральной Азии самый высокий прогнозируемый рост ВВП на 2026 год у Узбекистана (5,5 процента), следом идут Казахстан (4,4 процента) и Кыргызстан (4 процента).
Что касается России, то власти прогнозируют рост ВВП в 2022-2024 годах на 2-3 процента, что составит 6,2-7,2 процента.
Рекомендации ЦАРЭС
Авторы исследования Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества рекомендуют всем государствам увеличить внимание к развитию МСБ.
В наибольшей степени это относится к Казахстану, где их доля в ВВП и обеспечении занятости остаётся низкой.
В качестве решений вопроса увеличения роли малого бизнеса предлагаются:
- приватизация и сокращение регулятивных преград,
- расширение доступа к финансам,
- развитие инфраструктуры,
- программы повышения квалификации и другие.
Властям предписывается расследовать причины низкой вовлечённости субъектов в программы господдержки, а также проводить регулярные опросы на тему их насущных проблем.
Также эксперты указывают, что кроме отсрочек по налогам, «предприниматели желают более адресных мер помощи — таких, как дешёвые или беспроцентные займы, кредитные отсрочки и сокращения налогов».
Кроме помощи для компаний, ЦАРЭС предлагает «рассмотреть меры прямой поддержки доходов населения» — это позволит сохранить спрос на товары и услуги, а значит, и удержать на плаву компании.
Аналитики отметили, что МСБ нужно скорее диверсифицировать свои каналы сбыта с упором на онлайн-продажи. Власти же должны поддержать их цифровую трансформацию через расширение доступа к интернету, поддержку (включая финансовую) новых подключений и создание новых онлайн-площадок для торговли.
Ещё одним важным моментом является доступ малых предприятий к финансам. Помимо адресной помощи, правительствам следует увеличить возможности предоставления МСБ заёмных средств — путём смягчения требований к залогам и резервам и предоставления хотя бы частичных гарантий по кредитам.
Наконец, анализ показал, что в преодолении последствий кризиса и развитии МСБ важную роль играет внешняя торговля.
В целом, ЦАРЭС рекомендует выдвинуть улучшение бизнес-атмосферы, упрощение регулирования и налогообложения для МСБ в приоритетные задачи экономической политики всех стран ЦАРЭС для обеспечения устойчивого восстановления после пандемии.