Паралич поставок, падение продаж, сокращение сотрудников, массовые банкротства — с такими последствиями пандемии больше года назад столкнулся практически весь бизнес. Многие не пережили этот год. Как сообщает Finprom.kz, в Казахстане количество активных малых компаний в 2021 году составляет менее половины — всего 49 процентов.
Многие из этого числа столкнулись с проблемами, но не все — у некоторых этот год оказался исключительно удачным.
ДЖК решила разобраться, какой бизнес в Казахстане смог выжить и приспособиться, какой выиграл, а какой — остался в минусе или вовсе ушел с рынка.
Малый бизнес в Казахстане сворачивает свою деятельность
К августу 2021 года в РК насчитывалось 335 тыс. действующих малых предприятий, а утратили активность уже 35,8 процентов предприятий сектора, или 120 тыс. И ещё 15,2 процента действующих малых компаний, или 50,9 тыс., — новые, пока не начавшие активную деятельность.
Почти половина действующих малых предприятий расположены в мегаполисах — Алматы (84,1 тыс.), Нур-Султане (59,5 тыс.) и в Карагандинской области (22,6 тыс.). Меньше всего таких компаний числится в Кызылординской (8,1 тыс.) Северо-Казахстанской (8,3 тыс.) и Западно-Казахстанской (8,3 тыс.) областях.
Самое большое количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей работают в сфере торговли и ремонта автомобилей: 91 тыс. и 349,5 тыс. соответственно.
По количеству действующих предприятий малого бизнеса следом идут сферы строительства (44,6 тыс.), а также профессиональной, научной и технической деятельности (23,1 тыс.).
Значительное количество действующих ИП тем временем работает в сфере сельского, лесного и рыбного хозяйства (243,8 тыс.), а также транспорта и складирования (64,8 тыс.).
ВВП Казахстана в период пандемии
Несмотря на то, что Казахстан, по данным Евразийского банка развития (ЕАБР), из всех стран ЕАЭС потратил самую большую долю ВВП на борьбу с последствиями пандемии — 8,7 процента — ситуация как в обществе, так и в бизнесе оставляет желать лучшего.
По итогам 2020 года ВВП Казахстана сократился на 2,6 процента.
Ограничительные меры, вводившиеся в периоды обострения эпидемиологической ситуации, как следует из аналитического отчета ЕАБР, нанесли наибольший урон сектору услуг, где спад составил 5,6 процента.
В 2021 г. ЕАБР предоставил данные, где прогнозировал рост ВВП Казахстана на 4,0%. В свою очередь минэкономики РК подтвердило, что за январь-август рост ВВП в активном секторе составил 3,5 процента. Показатели экономики Казахстана достигли допандемического уровня, отметил премьер-министр РК Аскар Мамин. Это стало возможным благодаря льготным кредитам, которые выдавались в рамках реализации «Дорожной карты бизнеса», «Экономики простых вещей», «Енбек».
Для того чтобы закрепить действующую ситуацию, президент Казахстана в Послании к народу предложил продлить эти госпрограммы:
Я принял решение продлить на 2022 год срок действия программ «Экономика простых вещей» и «Дорожная карта бизнеса». Общий объем средств, выделенных на их финансирование, составит не менее одного триллиона тенге.
Частный бизнес ушел в минус
По подсчетам НПП, пострадали около одного миллиона предпринимателей, или около 70 процентов всего действующего в республике бизнеса. Основная часть из этого числа — частный бизнес, который составляет более полутора миллиона субъектов.
Ранее ДЖК разбиралась с ситуацией в туристической сфере: предприниматели рассказали нашему корреспонденту о государственных мерах поддержки бизнеса и об их эффективности. Кроме того, мы написали статью о том, какие трудности испытывают компании, которые занимают нишу образовательного сектора.
Так, Елена Дружинина, директор образовательного центра «Talent», отметила, что никакой поддержки со стороны государства ее центр не получил, весь бизнес ушел в минус:
— От налогов нас освободили, 42 500 тенге дали, а работать мы не могли — все было закрыто. При этом за аренду с 50-процентной скидкой нужно было платить. Хоть и была предоставлена такая скидка, но доходов не было, одни расходы в течение нескольких месяцев. В конечном итоге, о какой поддержке со стороны властей можно говорить, если все показатели ушли в минус?
В другом образовательном центре, представители которого попросили не озвучивать его название, рассказали, что центр пришлось закрыть в связи с кризисом в бизнесе:
«В период карантина мы получили 42 500 тенге и все на этом. Мы были вынуждены попросту выйти из бизнеса, несмотря на то, что вложили много средств, времени и сил».
Еще одна предпринимательница из Алматы, основательница языковой школы, на условиях анонимности рассказала, что никакой поддержки бизнесу не было оказано ни тогда, ни сейчас.
— Мы открыли свой центр в 2020 году и сразу начался карантин. В целом теряем преподавателей из-за невозможности покрыть рабочие часы нагрузкой, теряем учеников, так как они становятся неплатежеспособными.
Рушится весь бизнес. При этом затраты растут чуть ли не ежедневно — требуется все больше ресурсов на рекламу, маркетинг, оплату администраторам, цена на аренду повышается. Пока работаем в минус себе, — поделилась директор школы.
Какие виды бизнеса оказались в плюсе
Хотя пандемия нанесла серьезный удар казахстанской экономике, не все отрасли оказались в убытке: напротив, некоторые виды бизнеса демонстрируют впечатляющий рост. Выиграли, разумеется, фармбизнес, аптеки, курьерские службы по доставке еды, сектор онлайн-образования, диагностические лаборатории, магазины у дома.
Фармацевтический бизнес – одна из самых стабильных ниш. Спрос на лекарства, витамины есть всегда, а в период пандемии продажи выросли многократно – в том числе за счет защитных и дезинфицирующих средств.
Так, по данным Pharmreviews, по итогам первого квартала 2021 года, объем фармацевтического рынка в РК составил 465,2 млн долл. США.
За 12 месяцев 2020 года объем фармацевтического рынка в РК составил 1,9 млрд долл. США (786 млрд тенге), где доля продукции отечественных производителей составляет 16%, на долю импортной продукции приходится 84%.
За январь-апрель 2021 года отечественные фармацевтические предприятия выпустили продукцию на 62,1 млрд тенге, что превышает показатель, достигнутый в аналогичном периоде предыдущего, 2020 года, на 48%.
Объем продукции за 2020 год составил 786 млрд тенге, а в 2019 году объем фармацевтического рынка РК составил более 536 миллиардов тенге.
Во время жесткого локдауна хорошо заработали и курьерские службы.
Объем почтовой и курьерской деятельности в Казахстане, по данным Бюро нацстатистики за 2020 год, составил 42,9 млрд тенге, до пандемии в 2019 году этот показатель равнялся 37,8 млрд тенге. А в 2021 году рынок доставки в Казахстане побил новый рекорд — объем курьерских услуг за первые четыре месяца этого года вырос на 40%.
Сектор дистанционных услуг тоже вырос за счет пандемии. Переход на удаленную работу и обучение сразу же вызвал рост спроса на сопутствующие услуги. В норму вошла телемедицина (удаленная консультация врача), онлайн-услуги юристов, бухгалтеров и репетиторов. Цифровое обучение стало актуально не только для школьников и студентов: многие взрослые специалисты вынуждены приспосабливаться к реалиям нового времени.
В связи с экономическим кризисом и снижением доходов стали востребованы консультации специалистов по управлению личными финансами и инвестициями. Онлайн-сопровождение юридической процедуры банкротства также появилось среди востребованных услуг.
Любой кризис — это хороший шанс для новых людей
Говоря о потерях и убытках, не стоит забывать и о позитивных момент, считает финансовый аналитик международной инвестиционной компании «Exante» Андрей Чеботарёв.
Лично я вижу, что на местах, где работали разорившиеся компании, готовы открыться новые. На мой взгляд, любой кризис — это хороший шанс для новых людей. Один предприниматель разоряется, на его место приходит другой, — сказал Чеботарёв.
Несмотря на принятые в Казахстане меры, многие компании, к сожалению, оказались на грани закрытия. Как же сохранить бизнес и адаптировать под современные условия? Читайте в материале ДЖК.