Если вы уверены, что у вас не может быть долгов по налогам на имущество, потому что вы их исправно платите, то это вовсе не означает,…
Если вы уверены, что у вас не может быть долгов по налогам на имущество, потому что вы их исправно платите, то это вовсе не означает, что с вами согласны налоговые органы. И в один не самый прекрасный день можете получить извещение, что вы должны государству энную сумму
Чаще всего с этим сталкиваются автолюбители, «письма счастья» которым приходят касательно автомобилей, которые ими давно были проданы. Поскольку срок давности по налогам составляет пять лет, им приходит сумма за фактический срок неуплаты, но не более чем за пять лет, а также и сумма пени за несвоевременную оплату.
Почему молчали налоговики?
Правда, согласно изменениям в Налоговый кодекс, вступившим в силу 1 января 2020 года, срок исковой давности по всем налоговым обязательствам (за редкими исключениями) был снижен до трех лет, но для автолюбителей, накопивших долги по транспортному налогу до 2020 года, он так и остался равен пяти годам.
задолженности могут составлять от 100 000 до 2 млн тенге
Мониторинг соцсетей на предмет определения размеров задолженностей показал, что они могут составлять от 100 000 тенге за хэтчбек до 2 млн тенге за внедорожник(!) Причем люди рассказывают порой совершенно невероятные истории: продали машину в 2001 году, а извещение о том, что являются должниками, получили только в 2020-м, и то не отдельным письмом с расшифровкой, а одной строкой в квитанции за комслуги.
Естественно, возникает вопрос: почему налоговые органы, видя, что человек не платит налог за свой автомобиль, не извещали его по истечении одного-двух лет после того, как он перестал платить, а ждали почти 20 лет? Чтобы накопить реально возможные пять лет и получить с автолюбителя, так сказать, по полной? Вопрос открытый. Проблема существует много лет, но налоговые органы не считают необходимым выступать с комментариями по этому поводу публично.
Сами виноваты
Более-менее внятный ответ был получен от чиновников в конце 2020 года только после того, как этой темой заинтересовались в Мажилисе парламента. Но и в нем ответственность была переложена на самих автолюбителей
Мажилисмены в запросе на имя министра финансов заявили о том, что казахстанцы вновь начали массово получать уведомления о налогах на транспорт, не принадлежащий бывшим владельцам. Как отметили депутаты, «машины, проданные 10-15 лет назад, сменили десятки хозяев, однако налоги и начисленная пеня по-прежнему приходят к первому владельцу». По словам парламентариев, «в результате обращений граждан за разъяснениями в налоговые органы образуются большие очереди, что чревато в период пандемии коронавируса».
Министр финансов Ерлан Жамаубаев, отвечавший на запрос, поток жалоб, поступающих в налоговые органы касательно налога на транспорт, разделил на две категории.
«Первая категория касается начисления налога по транспортным средствам, которые, по словам владельцев, были проданы пять и более лет назад, в том числе переданным по генеральной доверенности. В целях проверки обоснованности начисления налога по каждому такому случаю проводится сверка сведений совместно с комитетом административной полиции МВД. При этом наличие транспортных средств у данных лиц подтверждается. Соответственно, начисления, проведенные органом государственных доходов, не являются ошибочными, а также у органов государственных доходов нет законных оснований не проводить начисление налога», – пояснил Жамаубаев.
При этом он отметил, что передача транспортного средства другому лицу по генеральной доверенности не является куплей-продажей, а всего лишь дает право другому лицу управлять (распоряжаться) данным автомобилем. И владельцам таких транспортных средств (а таковым является тот, кто первый передал авто другому человеку по доверенности) необходимо обратиться в уполномоченный орган для снятия машины с регистрационного учета, так как любые регистрационные действия по снятию и постановке на учет транспортного средства производятся по заявлению автовладельца и при его непосредственном участии. Ну и налог, естественно, заплатить.
Что касается второй категории жалоб, они поступают от автовладельцев, продававших свои авто непосредственно в 2020 году.
«В соответствии с налоговым законодательством налоговые органы производят исчисление налога в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, то есть исчисление налога за 2019 год должно было быть произведено до 1 марта 2020 года. Однако в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в стране в начале 2020 года из-за глобальной пандемии было принято решение отложить начисление налога за 2019 год до августа 2020 года. В этот период многие владельцы снимали с учета свои транспортные средства без оплаты налога за 2019 год, так как не имели возможности получить информацию об имеющейся задолженности по налогу на транспортные средства за 2019 год. Во избежание подобных ситуаций в настоящее время минфин разрабатывает сервис, который позволит автоматически рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за фактическое количество месяцев владения автомобилем при снятии с регистрационного учета, что в свою очередь позволит минимизировать риски неуплаты налогов при снятии с учета транспортного средства», – заверил Жамаубаев.
Ну что ж, давайте подведем итоги министерскому разъяснению.
По первой категории жалоб мы признаем правоту налоговиков. Действительно, в «нулевые» годы приобрел популярность такой вид продажи автомобиля, как передача его новому владельцу по доверенности с правом продажи. Снимать машину с учета в полиции, чтобы продать, было долго, а оформление доверенности проходило быстро. А как известно, время – деньги. Так число «автовладельцев» с доверенностью росло, как грибы после дождя, и никаких налогов они не платили, зато имели право передавать авто новым «владельцам». Таким образом, машина могла быть перепродана несколько раз, а налог оставался за первым выписавшим доверенность.
А вот со второй категорией жалоб, как нам кажется, «накосячили» налоговики: сами приостановили начисление налогов вроде бы под благовидным предлогом, а теперь выставляют их как долги граждан. Да, суммы там могут быть небольшими, но наличие долга автоматически влечет за собой арест счетов, люди лишаются возможности выехать за границу, открыть новый счет или получить кредит в банке. И раз сложилась такая ситуация, вы и «разгребайте» ее сами, а не перекладывайте на плечи граждан.
Проблема есть – решения нет
Адвокат Жангельды Сулейманов признает, что в конце 90-х – начале «нулевых» годов продажа по доверенности стала действительно популярным методом, и сейчас это стало проблемой.
«Снятие с учета, оформление документов в полиции – все это было забюрократизировано, а потому долго. И что люди решили делать? Продавать по генеральной доверенности. В чем суть такой доверенности? Фактический (но не юридический) продавец передает автомобиль по доверенности покупателю, которая позволяет покупателю переоформить автомобиль на себя или на третьих лиц. Вместе с доверенностью он отдает покупателю автомобиль, ключи, техпаспорт, получает деньги, в голове у него ощущение, что он авто продал. А новый владелец ничего не переоформил. И когда налоговики требуют с первого уплатить долги по налогам через 10-15 лет, они по сути правы. Можно ли решить эту проблему в пользу владельца? В определенных случаях – да».
По словам адвоката, если сделка была совершена не так давно, можно подать запросы, вспомнить, какая была доверенность, то есть попытаться найти нового хозяина и подать на него иск в суд. Потому что все это время он был фактическим владельцем авто, но не переоформил его на себя, потому что договоренность такая была.
В свою очередь адвокат АГКА полагает, что государство могло бы вообще освободить владельцев, передавших авто по доверенности, от налога за последние годы.
налог платится не за владение автомобилем, а за пользование им
«Автомобили стареют, изнашиваются, могут получить повреждения в ДТП. В общем, выходят из строя по самым разным причинам. В этих случаях новые фактические владельцы и не собирались снимать их с учета, в лучшем случае, перепродавая машины на запчасти.
Сейчас, чтобы признать сделку купли-продажи по доверенности законной и снять автомобиль с регистрации, автовладелец в любом случае должен погасить свою задолженность по налогам. Но если в течение последних лет автомобиль ни разу не попал в поле зрения камер, установленных на дорогах, если на него ни разу не выписывался штраф, что является доказательством того, что машина не эксплуатировалась, почему с владельца не могут снять обязательства по налогам? Ведь налог платится не за владение автомобилем, а за пользование им, и идет на содержание дорог. К тому же, методика исчисления данного налога давно не менялась, и у граждан по сей день остаются вопросы собственно по исчислению транспортного налога», – констатирует адвокат.
Также адвокат предлагает продлить налоговую амнистию по налогу на транспорт, которая объявлялась в 2019 и 2020 годах и предполагала собой списание пени при погашении основного долга, потому что ей в силу ограниченности в средствах мало кто сумел воспользоваться.
Комментируя же наш вопрос о том, почему налоговики выставляют счета не через год-два после того, как человек перестал платить налог, а через 10-15 лет, Жангельды Сулейманов говорит, что тут, конечно, присутствует вина налоговых служб.
«Они нашли оправдание: мол, у них не были синхронизированы базы с полицией, и они не видели, что у какого-то лица есть автомобиль, а в последние два-три года синхронизация пошла, и они увидели. Оправдание, на мой взгляд, спорное, я считаю, что налоговики тут виноваты. Граждане же не должны заниматься синхронизацией баз, это их внутренние проблемы. А в итоге получаются суммы долгов от 100 000 тенге до 2 млн тенге. Ведь если бы человека известили о долге через год, суммы были бы гораздо ниже. Но проблема в том, что мы можем поднять этот вопрос, а решить не можем. Решение должно быть системным, необходимо принять какой-то закон либо инструкцию, чтобы о долгах по налогам извещали через год, но не более. Но государство никогда не пойдет на это, потому что оно теряет деньги: ведь должников по налогу на транспорт очень много, и счет идет на сотни миллионов тенге», – заключает Сулейманов.
…Дебаты об отмене транспортного налога в Казахстане ведутся уже давно. Довод сторонников отмены заключается в том, что налог уже заложен в стоимость бензина. А еще ряд дорог в Казахстане стали платными, и от года к году их количество будет увеличиваться. Поэтому налогообложение автовладельцев представляется уже не двойным, а тройным. Так что поговорка о том, что автомобиль – не роскошь, а средство передвижения, в нашей стране постепенно теряет свою актуальность.
Владимир Радионов