Как привлечь инвестора в малый и средний бизнес
Важным фактором экономического роста компаний является привлечение внутренних и внешних инвестиций.
По данным министерства нацэкономики РК, с начала года в стране выросли инвестиции в строительстве в 2,2 раза, обрабатывающей промышленности – на 78,6 процентов, сельском хозяйстве – на 41,9 процентов, торговле – на 31,4 процентов, операциях с недвижимым имуществом – на 17,4 процентов и финансовой деятельности – на 12,1 процентов. В региональном разрезе наилучшие показатели отмечаются в городах Шымкент и Алматы, а также в Актюбинской и Павлодарской областях.
А как же привлечь инвестора представителям малого и среднего бизнеса? На что инвестор обращает внимание и чем может помочь, кроме денег? В этих вопросах разбиралась редакция ДЖК.
Три важных критерия для инвестора
По мнению фаундера Skyeng Георгия Соловьева оценивая компанию, инвесторы изучают три момента:
- Наличие Big idea, которая в перспективе может изменить мир и станет основой для выстраивания большого бизнеса.
- Рынок должен быть большим и интересным. Чем ниже степень консолидации рынка, тем лучше.
- Сильная команда проекта.
Если ваша компания содержит указанные критерии, то пора искать инвестора. Как его привлечь, читаем далее.
Три «К»: краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг
Есть три понятия: краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг. Разберемся, что они означают.
Краудинвестинг — способ финансирования бизнеса через специальные площадки в интернете (инвестиционные платформы).
В этом случае люди и нефинансовые организации инвестируют деньги в компанию и получают акции или облигации компании. Покупатели акций станут совладельцами компании, будут рисковать и получать прибыль наравне с основным владельцем.
Плюс этого способа в том, что в отличие от банков, требования краудинвестинговых площадок к компаниям менее строгие. Могут быть профинансированы компании, без кредитной истории или с бизнес-планом, который банки посчитали неубедительным.
Минус в том, что этот путь может избрать не каждый владелец бизнеса. Обычно учитываются время существования, оборот и инвестиционная привлекательность компании.
Краудлендинг – способ занять деньги у инвесторов без выпуска облигаций.
Этот способ подойдет, если компания стабильно работает и нужно лишь пополнить оборотные средства, закупить товары или оборудование. В этом случае через онлайн-площадку вы сможете занять у инвесторов деньги под проценты на несколько месяцев или недель.
Краудфандинг с нефинансовым вознаграждением подойдет для творческих и социальных проектов. При этом, инвесторы получают ваш продукт или услугу, а не дивиденды от вложений и не проценты по займам.
Как выбрать инвестора
Инвесторы преследуют разные цели. Некоторым нужен постоянный доход, другому – капитализация, иному – увеличение прибыли. Одним ближе стратегическое инвестирование, а есть и те, кому нужна доля в компании, чтобы позже ее продать и получить прибыль. Поэтому важно понять потребности инвестора, и отталкиваясь от них уточнять, насколько подходит ему ваш проект. Для этого лучше поискать информацию о проектах, в которые инвестор уже вкладывался.
Как привлечь инвестора
Чтобы привлечь инвестора, желательно придерживаться определенных правил. На полях интернета много публикаций на эту тему. Проанализировав,мы выделили 6 топ правил для привлечения инвестора.
- Список потенциальных инвесторов. Определите, кто активно инвестирует в вашем секторе, проанализируйте, кто недавно запустил фонды или заявил о том, что начинает развиваться как инвестор. Составьте список потенциальных инвесторов и определите, чем можете их заинтересовать..
- Сроки. Определите срок, во время которого вы найдете инвестора. Чем конкретнее дата, тем больше стремления достичь цели.
- Пять рукопожатий. Используйте правило пяти рукопожатий. Поищите среди окружения близких знакомых, которые смогут познакомить с целевым инвестором, возможно нужные люди находятся от вас на расстоянии вытянутой руки.
- Тезисы и факты. Составьте письмо, в котором обращаетесь к инвестору. Текст должен быть конкретным,четким, подтвержден фактами и цифрами. Рекомендуем прочесть публикацию Алексея Менна.
- Практическое общение. Поговорите с парой инвесторов, которые не так для вас принципиальны. К примеру, с новыми знакомыми на стартап-конференции. Если все пройдет хорошо, то у вас появятся потенциальные follow-on инвесторы, если не сработает — вы приобрели опыт.
- Долгосрочный проект. Будьте готовы к тому, что привлечение инвестиций займет от трех до шести месяцев.
Если бизнес-идея не сработает
Возникает резонный вопрос, а если бизнес-идея не оправдается и прибыли не будет, к чему быть готовым и как поступит инвестор?
В этом случае возможна процедура банкротства компании, инициированная инвестором, как кредитором бизнеса. При этом могут распродать все активы, а вырученные деньги разделить между кредиторами. Финансы, оставшиеся после выплаты долгов распределят между владельцами компании. Но, не стоит отчаиваться. Жизнь полна сюрпризов, к тому же можно открыть новую компанию.
В завершение отметим, что инвестиции важны для каждой компании, на любом этапе ее развития. Настраивайтесь на долгий путь и обязательную победу, и у вас все получится.