Как заинтересовать инвестора в бизнес проект: топ-6 правил - Деловая Жизнь Казахстана
1 Как заинтересовать инвестора в бизнес проект: топ-6 правил
Фото: ru.freepik.com
Рамилям Ахметова 11 ноября, 2021 721 Бизнес На прочтение: 3 минуты

Как заинтересовать инвестора в бизнес проект: топ-6 правил

Как привлечь инвестора в малый и средний бизнес

Важным фактором экономического роста  компаний является привлечение внутренних и внешних инвестиций.

По данным министерства нацэкономики  РК, с начала года в стране выросли инвестиции в строительстве в 2,2 раза, обрабатывающей промышленности – на 78,6 процентов, сельском хозяйстве – на 41,9 процентов, торговле – на 31,4 процентов, операциях с недвижимым имуществом – на 17,4 процентов и финансовой деятельности – на 12,1 процентов. В региональном разрезе наилучшие показатели отмечаются в городах Шымкент и Алматы, а также в Актюбинской и Павлодарской областях.

А как же привлечь инвестора представителям малого и среднего бизнеса? На что инвестор обращает внимание и чем может помочь, кроме денег? В этих вопросах разбиралась редакция  ДЖК.

Три важных критерия для инвестора

 По мнению фаундера Skyeng Георгия Соловьева оценивая компанию, инвесторы изучают три момента:

  1. Наличие Big idea, которая в перспективе может изменить мир и станет основой для выстраивания большого бизнеса.
  2. Рынок должен быть большим и интересным. Чем ниже степень консолидации рынка, тем лучше.
  3. Сильная команда проекта.

Если ваша компания содержит указанные критерии, то пора искать инвестора. Как его привлечь, читаем далее.

Три «К»: краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг

Есть три понятия: краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг. Разберемся, что они означают.

 Краудинвестинг —  способ финансирования бизнеса через специальные площадки в интернете (инвестиционные платформы).

В этом случае люди  и нефинансовые организации инвестируют деньги в компанию и получают акции или облигации компании. Покупатели акций станут совладельцами компании, будут рисковать и получать прибыль наравне с основным владельцем.

Плюс этого способа в том, что в отличие от банков, требования краудинвестинговых площадок к компаниям менее строгие. Могут быть профинансированы компании, без кредитной истории или с бизнес-планом, который банки посчитали неубедительным.

Минус в том, что этот путь  может избрать не каждый владелец бизнеса. Обычно учитываются время существования, оборот и инвестиционная привлекательность компании.

Краудлендинг – способ занять деньги у инвесторов без выпуска облигаций.

Этот способ  подойдет, если компания стабильно работает и нужно лишь пополнить оборотные средства, закупить товары или оборудование. В этом случае через онлайн-площадку вы сможете занять у инвесторов деньги под проценты на несколько месяцев или недель.

Краудфандинг с нефинансовым вознаграждением подойдет для творческих и социальных проектов. При этом, инвесторы получают ваш продукт или услугу, а не дивиденды от вложений и не  проценты по займам.

Как выбрать инвестора

Инвесторы преследуют разные цели. Некоторым  нужен постоянный доход, другому – капитализация, иному – увеличение прибыли. Одним ближе стратегическое инвестирование,  а есть и те, кому нужна доля в компании, чтобы позже  ее продать и получить прибыль. Поэтому важно понять  потребности инвестора, и отталкиваясь от них  уточнять, насколько подходит ему  ваш проект. Для этого лучше поискать информацию о проектах, в которые инвестор уже вкладывался.

 Как привлечь инвестора

Чтобы привлечь инвестора, желательно придерживаться определенных правил. На полях интернета много публикаций на эту тему. Проанализировав,мы выделили 6 топ правил для привлечения инвестора.

  1. Список потенциальных инвесторов. Определите, кто активно инвестирует в вашем секторе, проанализируйте, кто недавно запустил фонды или заявил о том, что начинает развиваться как инвестор. Составьте список потенциальных инвесторов и определите, чем можете их заинтересовать..
  2. Сроки. Определите срок, во время которого вы найдете инвестора. Чем конкретнее дата, тем больше стремления достичь цели.
  3. Пять рукопожатий. Используйте правило пяти рукопожатий. Поищите среди окружения близких знакомых, которые смогут познакомить с целевым инвестором, возможно нужные люди  находятся от вас на расстоянии вытянутой руки.
  4.  Тезисы и факты. Составьте письмо, в котором обращаетесь к инвестору. Текст должен быть конкретным,четким, подтвержден фактами и цифрами. Рекомендуем прочесть публикацию  Алексея Менна.
  5. Практическое общение. Поговорите с парой инвесторов, которые не так для вас принципиальны. К примеру, с новыми знакомыми на стартап-конференции. Если все пройдет хорошо, то у вас появятся потенциальные follow-on инвесторы, если не сработает —  вы приобрели опыт.
  6. Долгосрочный проект. Будьте готовы к тому, что привлечение инвестиций займет от трех до шести месяцев.

Если бизнес-идея не сработает

Возникает резонный вопрос, а если бизнес-идея не оправдается и прибыли не будет, к чему быть готовым и как поступит  инвестор?

В этом случае возможна процедура банкротства компании, инициированная инвестором, как кредитором бизнеса. При этом могут распродать все  активы, а вырученные деньги разделить между кредиторами. Финансы, оставшиеся после выплаты долгов распределят между владельцами компании. Но,  не стоит отчаиваться. Жизнь полна  сюрпризов, к тому же  можно открыть новую компанию.

В завершение отметим, что инвестиции важны для каждой компании, на любом этапе ее развития. Настраивайтесь на долгий путь и обязательную победу, и у вас все получится.