После недавно принятого национального проекта по развитию предпринимательства стало известно о намерении Казахстана построить четыре центра трансграничной торговли с целью развития экспорта.
Мы подробно расскажем, какие преимущества получат казахстанские предприниматели от создания торговых хабов, и насколько от этого улучшится транзитный потенциал нашей страны.
Плюсы
По словам руководителя аппарата министерства торговли и интеграции Жанибека Нупирова, одним из ключевых преимуществ континентального сотрудничества на пространстве Евразии является возможность развития транспортного потенциала и соответствующей инфраструктуры.
«Работа в данном направлении приведет к ряду положительных эффектов, главные из которых — это использование транзитного потенциала стран, локализация промышленности вдоль трансевразийских транспортных коридоров, развитие экспорта и усиление связанности внутриконтинентальных государств и регионов», — отмечает Жанибек Нупиров.
Кроме того, развитие инфраструктуры современной международной торговли на приграничных территориях позволит обеспечить создание новых точек роста. В частности, усилит позицию Казахстана на Евразийском континенте в качестве важного и ключевого торгового транзитного центра.
«Приграничные территории занимают особое положение среди всех территорий страны, поскольку от их состояния зависит не только уровень развития региональной экономики, но и эффективность участия Казахстана в мировой экономике. В целом, актуальность этих проектов для экономики нашей страны весьма значительна. Это развитие экспортного потенциала, создание цепочек стоимости в рамках промкооперации, создание рабочих мест на местах, привлечение инвесторов и получение доходов от повышения капитализации проектов, максимальное использование транзитных возможностей страны», — заявляет Нупиров.
Направления сотрудничества
В Министерстве торговли и интеграции отметили, что на протяжении уже многих лет перспективной площадкой экономических свобод в сфере продвижения товаров и услуг, является сотрудничество Казахстана и России. Вторым по величине соседом является Китай.
Основными направлениями приграничного сотрудничества являются:
- увеличение объема двустороннего торгового оборота;
- увеличение масштаба взаимных инвестиций;
- развитие трансграничной транспортной инфраструктуры;
- преобразование международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» в образец экономического сотрудничества в приграничном регионе;
- укрепление инфраструктуры приграничных пропускных пунктов и др.
Между тем, в целях расширения и развития взаимовыгодного межрегионального сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном 23 марта 2017 года подписано межправительственное соглашение о межрегиональном сотрудничестве.
В настоящее время согласовано место дислокации международного центра торгово-экономического сотрудничества (МЦТЭС) в районе пункта пропуска «Жибек-Жолы» и «Гишт Куприк». В ходе двусторонней проработки концепции название проекта было изменено на «Центральная Азия».
Четыре центра
Согласно национальному проекту по развитию предпринимательства, утвержденному постановлением правительства, в период с 2023 по 2025 гг. предусмотрено принятие «Единой стратегии» и «Дорожной карты развития» трансграничных хабов, а также создание и модернизация пяти центров.
На сегодня уже начато создание МЦТЭС «Центральная Азия» на границе с Узбекистаном. В планах — создание и модернизация таких центров на внешних рубежах с Россией, Китаем, Кыргызстаном и Ираном.
Так, на границе с Киргизией на базе пункта пропуска «Карасу» будет создан хаб «Алатау». Это один из самых загруженных транзитных пунктов для товаров из Кыргызстана через Казахстан в Россию, Европу и КНР.
«На сегодняшний день разработаны, согласованы и утверждены концепция cоздания и функционирования данного хаба. Его специализация направлена на хранение и переработку продукции агропромышленного комплекса, активной промкооперации в секторе легкой промышленности, с дальнейшей интеграцией в систему международных товаропроводящих сетей ЕАЭС», — говорит Нупиров.
Кроме того, прорабатывается создание трангсраничного контейнерного хаба «Каспийский узел» для форсированной интеграции прикаспийских стран.
«Реализация данного проекта скажется на повышении инвестиционной привлекательности области, за счет привлечения в регион крупных международных игроков в области логистики, что за собой «потянет» развитие торговли, производственной кооперации, логистического сервиса и экспорта», — добавил руководитель аппарата министерства торговли и интеграции.
В свою очередь, на западных границах Казахстана прорабатывается создание хаба «Евразия», формируемого, в первую очередь, как промышленная зона с льготными условиями, расположенная в максимальной географической близости к крупнейшим региональным рынкам ЕАЭС. Область граничит с пятью областями России и двумя областями Казахстана.
«В макрорегионе имеются сотни производственных предприятий в сфере нефтегазовой отрасли, АПК, включая мясной кластер, машиностроения, строительной индустрии. У нас уже имеются серьезные результаты в этом направлении. В сентябре 2021 года между министерством, акиматом Западно-Казахстанской области и правительством республики Башкортостан подписана концепция межрегионального и приграничного сотрудничества, предусматривающая развитие трансграничного промышленно-логистического хаба «Евразия», — заключил Нупиров.
В целом, комплексный и системный подход к решению таких вопросов позволит выстроить систему торговых хабов. В последующем данная система будет интегрирована с ОРЦ и станет ядром развития евразийских торговых потоков.
Преимущества для предпринимателей
Национальная программа по развитию предпринимательства поспособствует сотрудничеству Казахстана с соседними странами и создаст эффект синергии с последующей сильной экономической кооперацией. В свою очередь, предприниматели малого и среднего бизнеса получат больше возможностей при выводе товаров на зарубежные рынки.
Если Казахстан будет сильным и эффективным хабом, это позволит стране перенаправить торговый и транзитный потенциал в русло экономической кооперации и более эффективно и гармонично интегрироваться в международные производственные цепочки. Таким образом, национальный проект приведет к вовлечению большего числа новых представителей предпринимательства во внешнеторговую деятельность, позволяя преодолевать старые барьеры.