Статья 44: Хотели как лучше, получилось как всегда - Деловая Жизнь Казахстана
standard quality control concept m Статья 44: Хотели как лучше, получилось как всегда
фото: Freepik
Джина Такишева 25 мая, 2023 1782 Бизнес, Новости, Основные На прочтение: 3 минуты

Статья 44: Хотели как лучше, получилось как всегда

Как известно, наши предприниматели относятся к одному из самых уязвимых слоев общества. Уязвимых в своей деятельности, которая чревата множеством «минных ловушек», рассеянных по огромному полю налоговой сферы и бухгалтерского учета. Не все представители МСБ достаточно подкованы в столь сложных вопросах, чтобы грамотно, без ошибок вести свое дело, да и невозможно учесть все подводные камни…

Теория – одно, практика – другое

С 2016 года, т.е. с момента своего образования, ОЮЛ – Ассоциация «Налоги Казахстана»  на регулярной основе оказывает  поддержку отечественным представителям малого и среднего бизнеса.  Сюда всегда можно обратиться за решением проблем, разъяснением непростых ситуаций, получить высокопрофессиональные услуги. Кроме того, ОЮЛ ведет активную разъяснительную работу для предпринимателей в социальных сетях. И самое главное, Ассоциация «Налоги Казахстана» инициирует эффективную обратную связь между МСБ и государственными структурами.

27 апреля Екатерина Ким – председатель правления ОЮЛ «Ассоциация «Налоги Казахстана» обратилась в министерство юстиции РК  с запросом по поводу разъяснения статьи 44 Кодекса об административных правонарушениях. Запрос был сделан, поскольку в ОЮЛ поступает большое количество обращений от бизнесменов. Как говорится, дали указание сверху, где вроде все видно, а внизу поняли не совсем так, как надо.

Приводим ответ министерства юстиции полностью.

Председателю правления ОЮЛ «Ассоциация «Налоги Казахстана» Ким Е.Н. (ИС «е-Otinish»)

Уважаемая Екатерина Николаевна!

Рассмотрев ваш запрос, поступивший в министерство юстиции 27 апреля 2023 года (посредством ИС «е-Otinish») касательно разъяснения статьи 44 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП), в пределах своей компетенции, сообщаем следующее.

  1. Согласно части второй статьи 44 КоАП размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать двести МРП. Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, субъектов малого предпринимательства, а также некоммерческие организации, не может превышать семьсот пятьдесят МРП. В целях индивидуализации применяемых мер административного взыскания законодатель определяет пределы размеров штрафных санкций, дифференцируя их применительно к субъектам административных правонарушений. Необходимо отметить, что правоприменитель с одной стороны должен преследовать цель полного восстановления нанесенного ущерба, а с другой стороны должен справедливо определить размер штрафа, исходя из всех обстоятельств дела и положения виновного лица, в том числе и имущественного.
  2. В КоАП размер штрафа определяется в санкциях применительно к конкретным составам административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП. Для определения размера штрафа законодатель устанавливает две шкалы измерения: — месячный расчетный показатель (далее – МРП); — процентная доля от суммы. Использование МРП в качестве измерителя размера штрафа является универсальным средством, так как механизм определения его эквивалента устанавливается государственным финансовым регулятором и учитывает все экономические условия и предпосылки. При этом, конкретный размер штрафа устанавливается санкциями за определенные составы административных правонарушений, равный кратному количеству МРП. В части первой статьи 44 КоАП законодатель устанавливает, что административный штраф в зависимости от санкции статей Особенной части может выражаться как в месячном расчетном показателе (абзац 1 части первой статьи 44 КоАП), так и в процентной доле от суммы (абзац 2 части первой статьи 44 КоАП). В этой связи законодатель при определении размера штрафа использует две шкалы измерения (МРП и процентная доля от суммы ущерба), и не исключены случаи, когда предельные нормы, закрепленные в части второй статьи 44 КоАП, не будут совпадать с процентами от суммы.
  • Вместе с тем, в порядке информации позвольте отметить следующее. В соответствии со статьей 28 КоАП административной ответственности подлежат физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, а также юридическое лицо. Административное законодательство устанавливает ответственность юридических лиц за совершение отдельных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП. Как правило, к числу таких составов относятся правонарушения в области предпринимательской деятельности, промышленности, энергетики и другое. В примечании статьи 33 КоАП предусмотрено, что для целей КоАП индивидуальные предприниматели и юридические лица несут административную ответственность в качестве субъектов предпринимательства. Следовательно, нормы Предпринимательского кодекса, на которые Вы ссылаетесь, не применяются в рамках КоАП, и, соответственно, индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности как субъекты предпринимательства. В соответствии со статьей 87 Административного процедурнопроцессуального кодекса РК Ваш запрос рассмотрен в порядке упрощенной административной процедуры. Согласно статье 60 Закона «О правовых актах» вышеизложенное разъяснение не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер. В дополнение отмечаем, что правовую консультацию можно получить через Саll-центр (Правовая информационная служба) по номеру 119 (по всему Казахстану со 3 стационарных телефонов) или 58-00-58 (для городов Астаны и Алматы), а также через рубрику «Виртуальный консультант» на сайте информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» (http://adilet.zan.kz/rus). Если Вам понадобится дополнительная информация (в рамках компетенции министерства), будем рады предоставить ее по Вашей просьбе.

С уважением, Директор Департамента правовой политики министерства юстиции РК  Н.  Жамаладин

Главная миссия ОЮЛ – зашита интересов малого и  среднего бизнеса Казахстана. Поэтому предпринимателям не стоит бороться в одиночку, если возникла проблема, иначе получится сражение с ветряными мельницами как в том знаменитом романе…


x

Опрос среди предпринимателей и бизнесменов в рамках проекта РНФ «Деловая жизнь Казахстана».

Вотируйте за улучшение налоговой системы и других реформ в защиту бизнеса. Также, у вас есть возможность выдвинуть свои аргументы.

    1


    Тема: Создание надзорной комиссии над рабочими группами.


    Ким Екатерина Николаевна
    Председатель правления ОЮЛ «Ассоциация налоги Казахстана»


    Документ


    2


    Тема: Сервисное Государство. Сервисные гос.органы


    Барышев Максим Анатольевич

    Основатель группы компаний Учёт.kz


    Документ


    3


    Тема: Соблюдение принципа добросовестности налогоплательщиков в ходе налогового администрирования


    Карин Сакен Абуханович

    Председатель Правления ОИПиЮЛ, "Казахстанская ассоциация налоговых консультантов"


    Документ


    4


    Тема: Убрать Запрет на вычет убытков по иностранным ценным бумагам против доходов по иностранным


    Масатбаев Айдар Оралжанович

    Управляющий партнер юридической фирмы «Salyqtez» LLM Tax USA


    Документ


    5


    Тема: Администрирование по НДС

    Камеральный контроль


    Сазанбаева Екатерина Геннадьевна

    Аудитор РК


    Документ


    6


    Тема: Камеральный контроль, ошибочные уведомления, методичка.


    Тюлекбаева Татьяна Валентиновна

    Аудитор РК


    Документ


    7


    Тема: ИП, первичная документация, административная ответственность


    Есжанова Гульнур Изатбековна

    Профессиональный бухгалтер РК


    Документ


    8


    Тема: Несвоевременная постановка на регистрационный учет по НДС
    Отсутствие нормы о сроках ознакомления с документами, представленными НП в рамках исполнения уведомлений КК, и признании уведомления исполненным


    Марченко Оксана Владимировна

    Аудитор РК


    Документ


    9


    Тема: Единый аграрный налог


    Бактибаев Максут Бахтжанович

    Член правления ОИПЮЛ Мясной союз Казахстана


    Документ


    10


    Тема: Судебная практика разрешения налоговых споров


    Исмаилова Шолпан Валихановна

    Адвокат АГКА


    Документ


    11


    Тема: Улучшение работы ОСИ

    ОСИ- объединения собственников имущества


    Манарбек Абенов

    ТОО «Pater Services»


    Документ


    12


    Тема: Застой в сфере общепита и пути решения. Розничный налог


    Нурпеисова Вероника

    Советник председателя АОП РК


    Документ


    13


    Тема: Образование фундаментальная основа бизнеса


    Аубакиров Курмет Аубакирович

    Основатель компании IBC Group

    Бизнес-тренер РК


    Документ


    14


    Тема: Экономический рост РК


    Демидов Роман Владимирович

    Бизнесмен, инвестор


    Документ


    15


    Тема: Сервисное государство


    Коломин Михаил Петрович

    Управляющий проектом ИС «Параграф Юрист»

    Генеральный Директор ТОО «Компания «ЮрИнфо» собственник СИ ZAKON.KZ


    Документ