В Казахстане "борьба с COVID-19 превратилась в борьбу с бизнесом" - Деловая Жизнь Казахстана
1ed81009b903b9f41a7b64fd602146c5 В Казахстане "борьба с COVID-19 превратилась в борьбу с бизнесом"
Фото: astana.gov.kz/kz
Кристина Опёнкова 12 октября, 2021 533 Бизнес На прочтение: 4 минуты

В Казахстане «борьба с COVID-19 превратилась в борьбу с бизнесом»

Представители бизнеса считают, проверочные листы и новые изменения усилят адмнагрузку на предпринимателей, а также будут способствовать росту безработицы и усилению коррупции.

Сегодня, 12 октября, состоялась пресс-конференция, где представители бизнеса высказались против новых изменений в приказ от 27 мая 2021 года № ҚР ДСМ-47, которые ограничивают работодателей в допуске невакцинированных граждан, передает ДЖК.

Отметим, что кроме этих изменений, 6 октября на сайте «Открытые НПА» был вынесен для обсуждения Совместный приказ «О внесении изменений и дополнений в совместный приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 июня 2017 года № 463″ о проверочных листах в сфере санитарно-эпидемиологического контроля. В рамках этого акта органы СЭС имеют право проводить проверки бизнеса на наличие паспорта вакцинации у работников.

WhatsApp Image 2021 10 12 at 12.27.28 В Казахстане "борьба с COVID-19 превратилась в борьбу с бизнесом"
Фото из личного архива

 

В ответ на эти приказы казахстанское бизнес-сообщество выпустило совместный пресс-релиз, в котором отмечено, что

«сообщество встревожено предстоящими проверками по факту вакцинации, поскольку борьба с COVID-19 превратилась в борьбу с бизнесом. Ведь если предприниматели допустят здоровых, но не привитых сотрудников на работу, то они заплатят штраф 640 000 тенге».

Документ подписали представители Ассоциации общественного питания РК, Союза независимых рестораторов, Регсовета НПП «Атамекен» по г. Алматы, Союза девелоперов торговой недвижимости РК, Ассоциации индустрии красоты, Казахстанской туристкой ассоциации, Казахстанской Ассоциации гостиниц и ресторанов и другие участники МСБ. «В настоящее время против поправок высказались более восьми тысяч граждан», — заявила основатель сети ресторанов быстрого питания Lanzhou Гульбану Майгарина.

Представители бизнеса рассказали, что отправили письма с протестом против изменений в НПП «Атамекен»,  Министерство юстиции, Генпрокуратуру,  однако их мнение не услышали, говорят предприниматели.

Вакцинация — дело государственное

Союз торговых сетей Казахстана считает, что того алгоритма, который утвердила межведомственная комиссия, вполне достаточно для проверки допуска вакцинированных работников на работу в очном режиме.

— По нашему мнению, включать в проверочный лист еще один пункт по проверке вакцинации работников нет необходимости. Ведь изменения, которые предлагает министерство здравоохранения, будут способствовать росту безработицы, создадут коррупционные риски и препятствия для нормальной работы субъектов бизнеса. Также данные поправки будут способствовать уходу бизнеса в «серую» зону. А проверка СЭС вакцинации работников усилит административную нагрузку на бизнес.

Государственные органы не должны перекладывать на бизнес функции,  которые ему несвойственны, отмечают представители Союза независимых рестораторов РК:

Госорганам пора прекратить перекладывать на бизнес те функции, которые ему несвойственны. Тем более, с нарушением правовой иерархии законов. Отметим, что Совместный приказ занимает восьмое место в юридической иерархии РК, а это нарушает ряд вышестоящих документов.

Правительство и санитарный врач республики должны слышать и действовать в интересах граждан, учитывая конституционные права и свобод, которые на данный момент идут вразрез с требованиями Конституции, действующим законодательством и вопреки воле граждан, считает Гульбану Майгарина.

Работодатель не вправе требовать от работника исполнения обязанностей, не предусмотренных трудовым договором. Возложение на работодателя обязанности обеспечить вакцинацию своих работников противоречит Трудовому кодексу. Работодатель не вправе требовать от работников прохождение вакцинации.

— Мы ещё не оправились и не восстановились после предыдущих ограничений, более 35 тысяч мест общественного питания закрылись из. И эта цифра растёт каждый день, так как вслед идут новые ограничения и правила, цель которых — добить и так умирающий МСБ, — заявила Гульбану Майгарина на пресс-конференции.

Только за первое полугодие 2021 бюджет страны недополучил около 50 процентов налоговых отчислений от МСБ в сравнении с допандемийным периодом.

— Если государство узаконят эти изменения, то добросовестные предприниматели вынужденно уйдут в «серую» зону, чтобы не платить за штрафы за допуск здоровых, но не привитых. Новые ограничения влекут за собой новые штрафы, новые коридоры для «серой» зоны, и как следствие, новые банкроты!

Владелица сети «Каганат» Чинара Бугимбаева всегда поддерживала вакцинацию и считает,  что только массовая прививочная кампания спасёт человечество:

— И тогда мы сможем восстановить экономику. Однако вакцинация — это дело государственное, поэтому переносить социальную и финансовую ответственность на МСБ за вакцинацию безнравственно и недопустимо, — заявила Чинара Бугимбаева.

Нарушение конституционных прав

Согласно подпунктам 25 и 26, в проверочных листах  работодатель должен требовать от работника предоставить медицинскую информацию о вакцинации или результат ПЦР-тестирования, или медотвод. Однако это требование нарушает правила «О предоставлении информации»:

только с разрешения самого человека можно узнать его состояние и данные.

Также стоит отметить, что в Трудовом кодексе в ст. 4 работодатель не вправе ограничивать права человека и гражданина в сфере труда, ограничивать свободу труда.

Если следовать ст. 39 п.1 Конституции РК, права и свободы гражданина могут быть ограничены только законным способом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Требования

Представители бизнеса требуют от государства следующих мер:

  1. Инициировать проверку Генеральной прокуратуры и Министерства Юстиции относительно соблюдения и обеспечения законности процедуры разработки и внесения изменений В санитарные Правила №    47 п 49 пп 11 и 12 , приказа «О внесении изменений и дополнения в приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 мая 2021 года № ҚР ДСМ – 47.
  2. Инициировать представление Анализа регуляторного воздействия НПП с учетом негативных последствий введения в действие изменения в приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 мая 2021 года № ҚР ДСМ -47 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий при острых респираторных вирусных инфекциях, гриппе и их осложнениях (пневмонии), менингококковой инфекции, короновирусной инфекции COVID-19, ветряной оспе и скарлатине. П 49 пп 11 , 12 для рынка труда, прочих негативных последствий (рецессии экономики, кризиса бизнеса, кризиса доверия власти).
  3. Исключить пп 11 и 12 п 49 из вышуказанных Санитарных правил № 47 . Республика Казахстан – является участником многих площадок, где приоритетом является свобода ведения бизнеса, поддержка и развитие, именно об этом в своём послании высказался Глава Государства в своём обращении.

«Все ограничительные меры и неукротимый контроль, бессмысленная нагрузка только добивает и без того умирающий бизнес РК», — заявили представители бизнеса в совместном пресс-релизе.


 


x

Опрос среди предпринимателей и бизнесменов в рамках проекта РНФ «Деловая жизнь Казахстана».

Вотируйте за улучшение налоговой системы и других реформ в защиту бизнеса. Также, у вас есть возможность выдвинуть свои аргументы.

    1


    Тема: Создание надзорной комиссии над рабочими группами.


    Ким Екатерина Николаевна
    Председатель правления ОЮЛ «Ассоциация налоги Казахстана»


    Документ


    2


    Тема: Сервисное Государство. Сервисные гос.органы


    Барышев Максим Анатольевич

    Основатель группы компаний Учёт.kz


    Документ


    3


    Тема: Соблюдение принципа добросовестности налогоплательщиков в ходе налогового администрирования


    Карин Сакен Абуханович

    Председатель Правления ОИПиЮЛ, "Казахстанская ассоциация налоговых консультантов"


    Документ


    4


    Тема: Убрать Запрет на вычет убытков по иностранным ценным бумагам против доходов по иностранным


    Масатбаев Айдар Оралжанович

    Управляющий партнер юридической фирмы «Salyqtez» LLM Tax USA


    Документ


    5


    Тема: Администрирование по НДС

    Камеральный контроль


    Сазанбаева Екатерина Геннадьевна

    Аудитор РК


    Документ


    6


    Тема: Камеральный контроль, ошибочные уведомления, методичка.


    Тюлекбаева Татьяна Валентиновна

    Аудитор РК


    Документ


    7


    Тема: ИП, первичная документация, административная ответственность


    Есжанова Гульнур Изатбековна

    Профессиональный бухгалтер РК


    Документ


    8


    Тема: Несвоевременная постановка на регистрационный учет по НДС
    Отсутствие нормы о сроках ознакомления с документами, представленными НП в рамках исполнения уведомлений КК, и признании уведомления исполненным


    Марченко Оксана Владимировна

    Аудитор РК


    Документ


    9


    Тема: Единый аграрный налог


    Бактибаев Максут Бахтжанович

    Член правления ОИПЮЛ Мясной союз Казахстана


    Документ


    10


    Тема: Судебная практика разрешения налоговых споров


    Исмаилова Шолпан Валихановна

    Адвокат АГКА


    Документ


    11


    Тема: Улучшение работы ОСИ

    ОСИ- объединения собственников имущества


    Манарбек Абенов

    ТОО «Pater Services»


    Документ


    12


    Тема: Застой в сфере общепита и пути решения. Розничный налог


    Нурпеисова Вероника

    Советник председателя АОП РК


    Документ


    13


    Тема: Образование фундаментальная основа бизнеса


    Аубакиров Курмет Аубакирович

    Основатель компании IBC Group

    Бизнес-тренер РК


    Документ


    14


    Тема: Экономический рост РК


    Демидов Роман Владимирович

    Бизнесмен, инвестор


    Документ


    15


    Тема: Сервисное государство


    Коломин Михаил Петрович

    Управляющий проектом ИС «Параграф Юрист»

    Генеральный Директор ТОО «Компания «ЮрИнфо» собственник СИ ZAKON.KZ


    Документ