Изменится ли ситуация в ближайшие годы?
На рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) Казахстана не первый год складывается неоднозначная ситуация. С одной стороны, при модернизации нефтеперабатывающих заводов, которых в стране уже насчитывается три, были заложены в планы внутренние потребности страны в топливе. А с другой -существует проблема с «серым» вывозом дешевого топлива в соседние государства, что приводит к необходимости закупки топлива в тех же странах, куда ушло недорогое казахстанское топливо. Такой расклад событий привод к росту цен на ГСМ. Но насколько изменится ситуация в стране, расскажет ДЖК со ссылкой на ranking.kz.
Казахстан вошел в топ-10 стран мира с самыми низкими ценами на бензин
Так, Казахстан входит в ТОП-10 самых «дешёвых» стран мира по ценам на бензин. При этом цены на дизельное топливо — находится на 21-м месте из 167. Во всех приграничных странах и, главное, в тех, что входят в состав СНГ — России, Узбекистане, Кыргызстане, — топливо не просто дороже, а намного дороже. Так, в России бензин стоит в среднем на 47,9 процентов больше, чем в Казахстане, в Кыргызстане — на 63,9 процентов, в Узбекистане — более чем вдвое. И это не считая Китая, где бензин и вовсе дороже почти втрое.
Также не смотря на пандемию и резкое снижение потребления углеводородов в целом во всем мире, в Казахстане производство бензина практически не сократилось, составив за год 3,89 млн бензина и 4,2 млн тонн дизельного топлива. Производство газойля за полный прошлый год составило 4,7 млн тонн — минус 7,1 процента к «докоронакризисному» 2019-му, однако плюс шесть процентов к домодернизационному периоду.
Запрет на вывоз ГСМ: Для чего он нужен?
На сегодняшний день в Казахстане введен очередной шестимесячный запрет на вывоз бензина и дизтоплива автотранспортом (ранее такой запрет уже вводился в апреле). Формулировка приказа говорит сама за себя:
Ввести запрет сроком на шесть месяцев на вывоз с территории Республики Казахстан автомобильным транспортом бензинов, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов, за исключением смазочных масел, за исключением вывоза в бензобаках, предусмотренных заводом-изготовителем автомобильных транспортных средств, а также в отдельных ёмкостях объёмом не более 20 литров, — сказано в приказе.
В Минэнерго также заявили о нехватке авиатоплива, при том, что объем производства отечественных НПЗ полностью покрывает потребности авиакомпаний, выполняющих пассажирские перевозки. Дело в том, что на рынке авиаперевозок наблюдается скачок в секторе транзитных услуг, обеспечение которых потребует импорта казахстанского дешевого авиатоплива.
При таком раскладе дефицит в секторе и сопутствующий ему рост цен понятен. Так, за прошлый год закрытых границ и локдаунов, при которой в отсутствии стороннего «вымывания» внутреннее потребление ГСМ в стране было перекрытои цены на топливо падали. Так, по итогам октября 2020 года летнее дизтопливо подешевело на 1,5 процента к октябрю 2019 года, но уже в октябре 2021 года стало дефицитным, и рост цен составил сразу 24,4 процента.
Таким образом, чтобы удержать цены на топливо, нефтедобывающие компании в стране обязывают поставлять дешевое сырье на внутренний рынок. НПЗ при этом работают на самоокупаемости и разными методами как-то снижают себестоимость производства. А в итоге дешёвое топливо «вымывается» из страны в приграничные государства.
Отметим, до первого января 2025 года в рамках Евразийского союза будет сформирован общий рынок нефти и нефтепродуктов, который должен уровнять цена на топливо в странах.