Главный плюс этого уникального мероприятия: в одном месте собрали людей, которые не только обнажили проблемы бизнеса Казахстана, но и озвучили их в присутствии тех должностных лиц, от которых во многом зависит решение упомянутых вопросов.
Республиканский Налоговый форум «Деловая жизнь Казахстана» состоялся 22 ноября 2022 года, и этот день по праву войдет в отечественную историю. Вдохновителю проекта – Ассоциации ОЮЛ «Налоги Казахстана» удалось практически невозможное: вынести на широкое обсуждение самые острые и неотложные проблемы бизнеса. И привлечь к этому 24 спикеров как представителей властных структур, так и руководителей самых известных бизнес-сообществ страны. Их также удалось объединить для поддержки программы «новой налоговой политики» Президента Республики Казахстан и создать платформу для реализации проектов в целях защиты бизнеса.
На площадке Первого Республиканского Налогового форума «Деловая жизнь Казахстана» состоялся прямой честный диалог между бизнесом и властью. Ведущие эксперты РК выступили со своими предложениями о поправках в законодательство и представили эффективные модели по защите и модернизации бизнеса. По итогам форума готовится долгожданный меморандум по различным актуальным вопросам налогообложения и предпринимательства.
Эта платформа дала начало обмену ценным опытом и оптимизировала надежное внутреннее партнерство между авторитетными организациями и государственными органами. Реальное достижение!
Главное — начать
Политолог и медиа-менеджер Сырым Иткулов и Жанна Рахат, являющиеся модераторами форума сообщили о старте первой панельной дискуссии «Налоговое администрирование» и пригласили на сцену вице-министра финансов РК Ержана Биржанова; Советника Председателя Агентства по противодействию коррупции Армана Тлеукенова. А также ведущих экспертов, отстаивающих интересы бизнеса: Екатерину Ким – председателя правления ОЮЛ «Ассоциация «Налоги Казахстана»; Сакена Карина — председателя правления ОИПиЮЛ «Казахстанская ассоциация налоговых консультантов» и Айдара Масатбаева – Управляющего партнера юридической фирмы «Salygtez» LLM Tax USA.
Мероприятие, как и ожидалось, прошло в атмосфере острых, но продуктивных диалогов, где не было места унылому протокольному духу и формальным прениям. После вступительной речивице-министра финансов РК Ержана Биржанова выступила Екатерина Ким, которая заострила внимание слушателей на налоговом администрировании. Екатерину попросили рассказать о ее проекте для малого бизнеса «Первичная документация, административная ответственность». Здесь были затронуты несколько вопросов. Первый: создать надзорную комиссию над рабочими группами в связи с их загруженностью и отсутствием практических навыков некоторых сотрудников. Поэтому Екатерина предлагает провести переаттестацию рабочих команд и других групп при Минфине, для чего в ОЮЛ «Казахстанская ассоциация налоговых консультантов» определят 9 экспертов. Второй вопрос, много лет доставляющий проблемы малому бизнесу, – это ИП, первичная документация и вытекающая отсюда административная ответственность. Выход из положения есть, и он вполне осуществимый:
- Подготовить методичку по применению первичных документов, согласно формам, утвержденным приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562.
- Проводить работу с налогоплательщиками по разъяснению обязательности оформления первичных документов.
- Запустить акцию по аналогии «Гражданский контроль – требуй чек» в следующем варианте — «Гражданский контроль – Долой Зеленая накладная».
- Пока не будет на законодательном уровне решения проблемы выставления документов ИП, не исключать расходы по приобретению товаров по зеленым накладным из вычетов, т.е. пересмотреть правила отнесения на вычеты расходов при исчислении КПН.
- Разрешить налогоплательщикам при выписке ЭСФ указывать признак.
И третий вопрос: администрирование при НДС, а также камеральный контроль. Сегодня многие представители налоговых органов неверно считают оборот по реализации, применив кассовый метод для расчета базы 20 000 МРП (Порог для постановки на учет по НДС). И налогоплательщик может лишь обжаловать правомерность выставления уведомления (а именно, действие или бездействие налоговых органов). Налогоплательщик же может только обжаловать правомерность выставления уведомления (т.е. действие/бездействие налоговых органов).
Кроме того, два штрафа: один за несвоевременную постановку — 50 МРП, второй за период непостановки 15 % от оборота по реализации. Уведомления о несвоевременной постановке налогоплательщики получают спустя 1–2 года, что влечет за собой по второму виду штрафа серьезные доначисления.
Налогоплательщик после исполнения уведомления, ранее полученного по результатам камерального контроля, не имеет возможности отследить, исполнено уведомление или нет. Значит, отсутствует система статусов. Поэтому ему приходится лично контактировать с представителями налоговых органов для выяснения статуса.
Для решения этого вопроса Екатерина Ким предлагает:
- Предусмотреть возможность налогоплательщикам предоставлять пояснения, в случае, если налоговыми органами оборот в 20 000 МРП был посчитан неверно.
- Пересмотреть политику по штрафным санкциям: штраф в размере 15 % от оборота. Считать с момента оформления уведомления о нарушении.
- Пересмотреть систему мониторинга предоставленной налогоплательщиком налоговой отчетности и других источников в части сроков. Установить более сжатые сроки (3-4 месяца) после предоставления налогоплательщиком налоговой отчетности.
- Доработать систему обмена информацией с налогоплательщиками, а именно внедрить систему статусов по исполнению или неисполнению уведомлений по камеральному контролю: Например: принято, исполнено, не исполнено.
Следующим выступил Сакен Карин, известный в казахстанском обществе еще и как активный общественный деятель. Тема его доклада — «Соблюдение принципа добросовестности налогоплательщиков в ходе налогового администрирования». Карин обратился к гостям форума с эмоциональной и аргументированной речью:
«Мы должны акцентировать внимание на следующее обстоятельство: осуществляется посягательство на принцип добрососвестности, установленный статьей 8 Налогового кодекса РК, другими нормами Налогового кодекса РК и подзаконными нормативно-правовых актов. П.1 статьи 8 Налогового кодекса гласит: «Добросовестность осуществления налогоплательщиком (налоговым агентом) действий (бездействия) по исполнению им налогового обязательства предполагается. Такой неправильный порядок сформировался «благодаря» неточным дефинициям, установленным Налоговым кодексом.
Сакен Карин предлагает: «Необходимо уточнить некоторые понятия, используемые в Налоговом кодексе с целью устранения двоечтений и противоречий. Также пересмотреть подходы к осуществлению камерального контроля, который в действительности должен выдавать не «вероятностные показатели», а конкретные факты нарушений (с конкретным набором доказательств) норм налогового законодательства. Налоговое администрирование в рамках ст. 96 — подача пояснения: если фактически соответствует нормам закона — не должны выносить решение о признании уведомлений не исполненным.
Если возбуждено уголовное дело — не начислять налогоплательщику косвенным методом налоги. По сомнительным сделкам невозможно начислять налоги, если еще нет приговора и решения суда.
При этом результаты системы управления рисками, которые могут свидетельствовать лишь о вероятности нарушения (любых категорий риска), должны направляться налогоплательщикам исключительно в форме информирования (в виде извещения, не требующего реагирования налогоплательщика), а также должны использоваться для уточнения и доработки имеющейся информации у органов государственных доходов».
В первой панельной дискуссии Айдар Масатбаев затронул проблему возвращения казахстанских налогов в бюджет Казахстана. Это заставляет налогоплательщиков структурировать свои доходы так, чтобы доходы приходились на юрисдикции, или разрешающий такой вычет убытка (РФ, Узбекистан), либо в юрисдикции со слабым администрированием (Кыргызстан). Значит, нужно вернуть казахстанские налоги в бюджет страны. Предложения Айдара Масатбаева следующие: разрешить вычет убытков по иностранным ценным бумагам против доходов по иностранным ценным бумагам. Необходимо изменить положения ст. 331 и ст. 332 согласно разработанной таблице в приложении, разрешить вычет убытков по иностранным ценным бумагам против доходов по иностранным ценным бумагам.
Кстати, получилось интересно: выступления ратующих за интересы малого бизнеса перемежались с выступлениями представителей госструктур. Так что сразу после Айдара Масатбаева слово предоставили советнику Председателя Агентства по противодействию коррупции Арману Тлеукенову.
Вопросы и ответы
На второй панельной дискуссии «Сервисное государство» также выступили как представители госорганов, так и бизнес-сообществ: директор департамента крупных налогоплательщиков Ануар Айдарович
Сулейменов; заместитель Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде республики Елдос Шаганович Жумаксанов; а также адвокат АГКА; управляющий проектами ИС «Параграф Юрист», генеральный директор ТОО «Компания «ЮрИнфо» собственник СИ ZAKON.KZ Михаил Коломин; Татьяна Тюлекбаева Аудитор РК
Михаил Коломин заострил внимание на недостаточной финансово-правовой грамотности предпринимателей, а также на недостатке каналов распространения информации от первоисточника по применению (на практике) правовых норм. Не проводится, как положено работа по формированию культуры взаимодействия между госорганами и экономически активными субъектами. Чтобы решить проблему, нужно активизировать каналы предоставления разъяснительной и правоприменительной информации от первоисточника к непосредственным субъектам отношений (в особенности представителям МСБ), с целью ведения бизнеса в правовом поле.
Помимо этого расширить (создать) службы (департаменты), целью которых будет предоставление информации правоприменительного характера, формирования идеологии «законопослушного налогоплательщика» и оперативного реагирования в ходе реализации правовых норм. И расширить перечень имеющихся каналов донесения информации, а также стимулировать создание площадок на данных каналах, посредством которых проводить работы, направленные на повышение финграмотности, информированности, дачу разъяснений и установление стабильного диалога госоргана и бизнеса.
Затем слово взяла харизматичная адвокат АГКА, поднявшая вопрос судебной практики в разрешении налоговых споров. Она подчеркнула, что статистика рассмотренных административными судами РК административных дел по АППК за период его действия в Казахстане показывает, что налоговые споры составляют одну из самых значительных по своему объему и сложности категорий публично-правовых споров. Специфика налогового администрирования и выносимых в его рамках административных актов налоговых органов также сказывается на существовании особенностей при подготовке, предъявлении и рассмотрении административных исков по делам о налоговых спорах. Адвокат предложила такие решения проблем:
- Уведомление должно быть выставлено в рамках срока исковой давности (до 1.01.2020 -5 лет, позже — 3 года с исключениями). Если нарушен такой срок, то уведомление незаконно.
- Уведомление должно быть выставлено надлежащему лицу (ИП/ф.л, налогоплательщик/налоговый агент, правопреемник/нет). Выставлено не тому, основание для признания незаконным.
- Подписано ЭЦП надлежащего лица, указанного в уведомлениилибо на бумаге согласно полномочиям. Документ должен быть выставлен тем должностным лицом УГД, чья подпись указана в ЭЦП.
- Если пункты 1–3 корректно исполнены, то уведомления законны, даже если по сути налогоплательщик с ними не согласен. Перспективы обжалования именно уведомления сводятся к минимуму. Здесь возможно обжаловать иные акты и действия.
- Уведомление может быть исполнено пояснением (в 30 раб. дней), либо представлением ДФНО.
Налоговый орган и суды должны оценивать пояснения формально:
-срок;
-представлены доказательства, на которые ссылается налогоплательщик.
- В решении по уведомлению уходить в суть вопроса Налоговый кодекс не позволяет. Если УГД начинает разбор ситуации (а какая должна быть база, ставка, размер налога, вычеты, зачет и так далее), то это уже выход за пределы камерального контроля. Это предрешение результата налоговой проверки. Такое решение, как правило, признается незаконным.
- Если выставлено уведомление в связи с вынесением решения СМЭС о признании регистрации (перерегистрации) недействительной, обжалованию подлежит действие по выставлению уведомления. При этом налогоплательщик должен доказать наличие сделки в административном суде. УГД в свою очередь должен в суде выразить мнение по представленным доказательствам по существу.
«Мы надеемся, что резюме данных 7 моментов позволяют УГД не тратить свое время в судах в качестве ответчиков» — закончила свое выступление адвокат АГКА.
Затем выступили Елдос Шаганович Жумаксанов и Татьяна Тюлекбаева. А завершил второй этап форума своей речью Директор департамента крупных налогоплательщиков Ануар Айдарович Сулейменов.
Застой, утечка мозгов, фискальный чек и многое другое
На третьей панельной дискуссии «Проблемный сектор крупного бизнеса» выступили директор юридического департамента Orda Invest Дибелов Юрий; советник председателя АОП РК Вероника Нурпеисова; Манарбек Абенов (ТОО «Pater Service»; основатель компании IBC Group Курмет Аубакиров; член правления ОИПЮЛ «Мясной союз Казахстана» Максут Бактибаев и старший прокурор отдела Управления надзора за законностью в сфере экономики «Служба по защите общественных интересов» Олжас Манаспаев.
Вероника Нурпеисова рассмотрела тему застоя в сфере общепита и розничного налога.Проблема заключается в необоснованно высоком и сложном налогообложении нашей отрасли, и состояние дел занятости населения также нельзя оставлять без внимания.
«Сохранение существующего 3% налога для нашей отрасли с исключением в последующем ликвидации данного налога решит проблему дробления бизнеса. Вторым предложением, выдвинутым Ассоциацией общественного питания РК, являлось установление вместо существующих 6 налогов и обязательных платежей с заработной платы работников – единого платежа в размере 20% от МЗП. Это корреспондируется с Посланием Главы государства о понятной и предсказуемой налоговой политике.
Мы предлагаем по Розничному налогу в сфере общественного питания установить фиксированный единый платеж с минимальной заработной платы (МЗП). Вне зависимости от размера заработной платы налоги и социальные платежи оплачивать от МЗП.
Также предлагается фиксировать платежи в сфере общественного питания, потому что в этой сфере официально практически нет крупного бизнеса, средний бизнес и часть малого бизнеса перейдут в налоговый режим. Поэтому перетока или вывода работников из крупного бизнеса в малый бизнес не будет.
Самое важное — не нужно будет скрывать доходы, зарплату работников. Предприниматели смогут открыто отстаивать свои интересы, давать обратную связь государственным органам.
Важную тему, касающуюся выдачи фискального чека по безналичным платежам рассмотрел Манарбек Абенов. Он подчеркнул, что владельцам нежилых помещений в ЖК зачастую являются физические лица. Им удобнее оплачивать эксплуатационные услуги посредством безналичных платежей. Крупные компании, обслуживающие ЖК, вынуждены включать в свой тариф 12% НДС. Как решить проблему? Абенов предлагает убрать требование по выдаче фискальных чеков по безналичным платежам. Это упростит ведение учета для ЖК. Нужно освободить от НДС сервисные компании, обслуживающие ЖК, избегать роста тарифов на обслуживание дома, внедрить форму отчетности специально для ОСИ.
Курмет Аубакиров рассматривает образование, как фундаментальную основу бизнеса. Проблема заключается в устаревшей методике образования, в педагогическом составе (нет мотивации для кардинальных изменений в системе: не закрыты базовые потребности). Курмет подверг критике условия государственных программ (например, «Болашак») и программы университетов, где не готовят руководителей, готовых управлять бизнесом. Он предлагает внедрить дополнительные программы изучения английского языка в школьную систему (10-12 классы), которые дадут возможность поступать в западные вузы. А также вводить в школьную программу финансовую грамотность, изменить требования к учителям (сертификация, аттестации, отбор в несколько этапов, обмен опытом с зарубежными коллегами). Открыто взаимодействовать с вышестоящим руководством образовательных учреждений.
А Максут Бактибаев поделился своей точкой зрения о едином аграрном налоге. Налоговый режим в АПК зависит от формы собственности, размера земли, а не от типа производства, что является искажающим и сдерживающим фактором. КФХ – по сути ИП, сделки с долями, земельными участками, привлечение инвесторов невозможны, и отвечает всем личным имуществом. КФХ выполняют роль налоговых ям при ТОО для завышения себестоимости. У обоих режимов и форм собственности есть плюсы и минусы, при единообразном налоговом режиме будет стимул для бизнеса. Выходом из положения могут стать: простота автоматического начисления ежегодного налога; площадь участка, помноженная на коэффициент продуктивности и МРП. Вычисляется на основании типа земель, почвы, балл-бонитета, наличия орошения. Снижение затрат на бухгалтерию и времени на налоговые проверки. Увеличение доходов госбюджета в перспективе, неподъемная ставка для неиспользуемых земель, привлечение инвесторов. При этом налог поступает в местный бюджет, что стимулирует собираемость.
После этого слово взяли Юрий Дибелов и Олжас Манасбаев. Все выступления на тему «Проблемный сектор крупного бизнеса» вызвали большой интерес еще и потому, что на форуме присутствовали председатели Союза финансистов и Союза транспортников Казахстана. Они также готовы озвучивать проблемы в этих секторах.
Нет регрессу, да — прогрессу
На четвертой панельной дискуссии «Экономический рост РК» выступили спикеры от государственных органов: директор департамента налоговой и таможенной политики Ерлан Сагнаев. А от бизнес-сообществ: Зарипов Алмаз Асаналиевич (ОЮЛ «Аграрно-промышленный союз Казахстана»); представитель нефтяного сектора, президент APD Holding Ильяс Исапаевич Азимжанов; бизнесмен и инвестор Роман Владимирович Демидов и управляющий директор Jusan Analytics Ануар Куандыков.
Ильяс Азимжанов поднял тему проблемных участков недропользования, влияющих на экономический рост страны. На его взгляд, чтобы решить такие вопросы, следует упростить для разведчиков недр до полугода согласование (максимально сократить требования экологических норм). Поисковой этап (первичный): исключит согласования с экологами. И нужно пересмотреть экспертным сообществом и компетентным лицам налоговые ставки НДПИ (по редкометальным и редкоземельным элементам).
Алмаз Асаналиевич Зарипов осветил тему «Систематизация принципов новой налоговой политики в АПК — это рост и стимуляция агропромышленной экономики Казахстана». Были озвучены темы выступлений Союза птицеводов Казахстана. В частности, сегодня одним из основных сдерживающих факторов является отсутствие возможности проведения целенаправленной селекционно-племенной и научно-исследовательской работы. Это приводит к потере отечественного генофонда и полной зависимости от зарубежных производителей племенной продукции. Отечественные производители вынуждены импортировать суточных цыплят и инкубационное яйцо, тратя на это огромные средства, из-за чего и растет себестоимость продукции. Союз птицеводов Казахстана предлагает сохранить норму, указанную в части 2 статьи 313 действующего Налогового кодекса РК, установить ставку НПН 10% в отношении налогооблагаемого дохода юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции.
Инвестор и бизнесмен Роман Демидов предложил вниманию участников форума тему легализации криптовалюты: «Госорганы РК всячески препятствуют развитию блокчейн-технологий и цифровых активов. Причина — отсутствие контроля движения денежных средств и избегание уплаты налогов. Власти применяют запреты, требования по легализации, повышенные ставки налогообложение и т. д. В ответ на это пользователи переносят свой бизнес в другие точки мира, пытаются обхитрить систему, либо вовсе прекращают заниматься этой деятельностью». Он предложил: «Создать комфортные условия для легализации криптобирж и обменников, таким образом привлекая пользователей и инвесторов. Урегулировать налогообложение для майнеров, чтобы сохранить текущий объем хешрейта в РК, удержать пользователей и привлекать новых из других стран. Создать собственный цифровой тенге, что повысит доступность платежных и финансовых услуг, в том числе благодаря возможности оплаты офлайн. Легализовать механизм конвертации криптовалюты в наличные. Чем проще и доступнее обмен, тем больше пользователей. Конечно, за каждый обмен будет взыматься комиссия. Создать крупные образовательные платформы для жителей Казахстана на тему блокчейн-технологий и инвестиций в криптовалюту. Образованные, получающие доход жители, несомненно, будут развивать экономику страны».
Ануар Куандыков в свою очередь заявил: «Поговорим про точки роста экономики Казахстана и проблематику: импортозависимость, зависимость от экспорта сырья, и то, что деньги не доходят до бизнеса (проблема с множеством государственных программ и распределением субсидий, незначительный процент одобрения кредитов для бизнеса). Решение: более эффективное распределение субсидий, постепенный уход государства с рынка, более частный сектор, который должен развивать и драйвить экономику».
И в завершение четвертой панельной дискуссии выступил директор департамента налоговой и таможенной политики Ерлан Сагнаев
Благодарим спикеров и гостей форума, инициатора проекта — Ассоциацию ОЮЛ «Налоги Казахстана», автора проекта Жанну Токанову и всех, кто помог старту этого мероприятия.