Готовых покупать онлайн стало намного больше
В рамках прошедшей в Алматы 28 Международной выставки моды Central Asia Fashion эксперты рассказали о состоянии мирового и казахстанского ритейла. Специалисты обсудили реальность, проблемы и перспективы развития рынка на панельных дискуссиях и аналитических сессиях, передает ДЖК.
Индекс оптимизма
Согласно ежегодному исследованию компании NielsenIQ Kazakhstan, казахстанцы считают, что страна находится в экономическом кризисе (74 процента опрошенных). Только 12 процентов покупателей считают, что в ближайший год ситуация улучшится.
Условно, семь из десяти покупателей в целом оценивает свое финансовое состояние достаточно позитивно в ближайший год.
Что касается перспектив трудоустройства в ближайший год, то каждый второй покупатель считает перспективы трудоустройства хорошими. Однако только четверо из 10 готовы тратить деньги и считают, что этот год является достаточно хорошим временем для новых приобретений, — рассказал Сергей Буланов, специалист по работе с розничными сетями в Казахстане NielsenIQ Kazakhstan .
Что покупают казахстанцы
Граждане больше всего тратят деньги на обустройство дома, ремонт и отпуск:
Основные средства, согласно исследованиям, тратятся на обустройство дома и ремонт: под влиянием пандемии и условий «home-офис» покупатель старается обустроиться более комфортно. В то же время 32% опрошенных продолжают тратить деньги на отпуск. Это вторая статья расходов после основных трат. И если мы говорим про третью основную статью – это погашение займов и кредитов, — отметил Буланов.
Омнишоперов становится больше
Под влиянием пандемии покупатели стали более активно прибегать к электронной коммерции. Исследование NielsenIQ Kazakhstan Shopping Trends показало, что готовых покупать онлайн в Алматы стало намного больше: с 23 процентов до 47 процентов вырос данный показатель. В Нур-Султане показатель вырос с 35 процентов до 43 процентов.
Согласно исследованию, в Казахстане 47 процентов покупателей являются омнишоперами: покупают как онлайн, так и офлайн.
Омнишопер — это потребитель, который использует компьютер, смартфон или технологии, предоставленные непосредственно в магазине для покупок.
Что волнует ритейлеров
Специалисты из NielsenIQ Россия провели исследование о ситуации в ритейле. В фокус-группу вошли топ-менеджеры различных сетей, которые в свою очередь поделились трудностями в работе в период пандемии.
В первую очередь их беспокоит падение трафика в офлайн-магазинах в связи с развитием электронной коммерции. Она набирает обороты не только в Казахстане, но и во всем мире. Вторая проблема ритейлеров – нестабильный объем поставок от производителей.
В-третьих, это отсутствие прибыли в онлайн-канале. Канал новый, он требует дополнительных расходов, однако пока его доля н большая, в связи с чем он менее маржинальный, чем офлайн.
Четвертое: изменение потребительских привычек из-за пандемии и перераспределение спроса. В прошлом году мы наблюдали достаточно яркую картину того, как менялся переток покупателей среди каналов продаж.