В закон «О защите прав потребителей» будут внесены изменения
Новый алгоритм защиты потребительских прав появится у казахстанцев, сообщает ДЖК со ссылкой на Комитет по защите прав потребителей минторговли и интеграции.
В докладе правительству страны о результатах работы по защите прав потребителей отмечено, что первое полугодие 2021 года в ведомство поступило 8 164 обращения (на 2,5 тыс. обращений больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года).
Большая часть жалоб приходится на торговлю розничными товарами, связанных с отказами в возврате денежных средств за реализацию некачественных товаров. В 3,6 раза увеличилось количество обращений в части электронной торговли.
Кроме того, права потребителей чаще всего нарушаются в сфере медуслуг, где число жалоб увеличилось на 72 процента. Немало претензий от населения поступило в адрес финансовых, транспортных услуг, связи, ЖКХ.
В финансовом секторе жалобы поступали по вопросам деятельности БВУ, осуществляющих отдельные виды банковских операций, микрофинансовых, страховых организаций и так далее.
За 5 месяцев 2021 года в суды по потребительским спорам поступило 916 исков. Из них 339 или 37 процента возвращено на досудебное урегулирование на 1 этап, 235 или 26 процентов возвращено со ссылкой на необходимость обращения в уполномоченный орган.
В этой связи предполагается внести изменения в норму закона, исключив в нем лишний барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту.
В качестве поправок в закон «О защите прав потребителей» предлагается:
- создать законодательную основу для работы Единой организации по защите прав потребителей и институт омбудсмена в этой сфере;
- установить четкое правовое регулирование продажи товаров дистанционно;
- ввести институт по начислению неустойки со стороны недобросовестных предпринимателей, равной сумме ущерба, нанесенного потребителю.
Предполагается, что уровень эффективности и госрегулирования к 2025 году в этой сфере достигнет отметки не менее чем 80%, что повлечет за собой улучшение качества жизни общества.