По мнению представителей отрасли, бизнес не готов к этому, как и государственные органы. Останемся без урожая? Инициатива о введении с 1 июля электронной системы выписки…
По мнению представителей отрасли, бизнес не готов к этому, как и государственные органы. Останемся без урожая? Инициатива о введении с 1 июля электронной системы выписки товарно-транспортных накладных и электронных путевых листов принадлежит министерству индустрии и инфраструктурного развития РК
И она, уверены сельхозтоваропроизводители и переработчики сельскохозяйственной продукции, совсем не ко двору. Не было предварительных обсуждений с бизнесом, а об обучении каком-либо и речи нет. Между тем единая система управления транспортными документами подразумевает не только переход в «цифру», но и приобретение необходимого оборудования, подготовку специалистов и т. д.
Однако сегодня аграрии, находясь практически в безвыходном положении, вынуждены принять условия игры, поскольку их несоблюдение, согласно приказу, грозит значительными штрафными санкциями. Не очень приятный подарок за пару месяцев до уборочной кампании. Проект письма к акиматам, министерствам и даже премьер-министру подготовили казахстанские мукомолы. Мы ознакомились с этим документом. Претензий у зернопереработчиков много. К примеру, авторы приказа не учли, что не везде в полях, да и в сельской местности, в принципе, есть Интернет. Как в таком случае вести электронную документацию? Но даже при его наличии будут неизбежны трудности. Особенно в традиционно авральный период уборки урожая.
«При проведении уборочной кампании вывозка зерна производится без выходных, днем и ночью. Регистрировать в системе ЕСУТД путевые листы и электронные товарно-транспортные накладные, проставлять отметки об отправке и приемке грузов в системе электронного учета в ночное время и в выходные дни не представляется возможным, так как это является нарушением Закона „О труде“ для категории административных работников», — отмечается в письме. Опасаются сельхозтоваропроизводители и за надежность баз данных, их способность выдерживать нагрузки. Да и без этого сам процесс выглядит затратным по времени. «Внедрение электронного сопровождения перемещения грузов из-за временных задержек регистрации и отметок в системе ЕСУТД увеличит срок приемки и выгрузки зерна на хлебоприемных пунктах и пунктах приемки товаров, следовательно, уменьшится количество произведенных рейсов по вывозке зерновых, зернобобовых и масличных культур с полей, что может повлечь за собой порчу и в крайнем случае гибель урожая в условиях дождливой осени и отсутствия у сельхозтоваропроизводителей складов временного хранения и сушильных установок», — добавляют мукомолы. В конце письма авторы резюмируют: зернопереработчики, так же как и сельхозтоваропроизводители, имеют веские основания считать, что введение приказа в действие может привести к срыву приближающейся уборочно-заготовительной кампании.
«Нас любят накануне уборки „радовать“ такими инициативами. В 2016-м, когда объявили о переходе на электронные зерновые расписки, невзирая на то, что у нас даже в областном центре не везде ловит Интернет, сейчас, когда мы боремся за урожай в условиях засухи и вынуждены параллельно думать о том, как будем решать технические моменты и где искать специалистов. Мы не против всего современного, но зачем форсировать события и бросать нас в пекло?» — отмечает североказахстанский фермер, не пожелавший называть свое имя. «Во многих деревнях, аулах нет Интернета в чистом поле. Нет дополнительной кадровой единицы. Сам крестьянин — он же руководитель, он же бухгалтер, он же сторож своего бурта, как правило, не владеющий компьютерной грамотностью. Как быть с ночными рейсами, в какое время и кто ночью должен отмечать и подтверждать товарно-транспортные накладные и путевки? Что бедному крестьянину делать в уборку: хлеб с полей убирать, чтобы не сгнил, или искать компьютер с Интернетом?» — задает вопрос коммерческий директор мельницы в СКО Таисия Колегова.
В таких условиях подорожание хлеба станет явлением закономерным. Теперь важно, чтобы это поняли и чиновники, которые, как показали последние события, с ростом цен на продукты в стране не справляются. Впрочем, время еще есть. Во всяком случае, как нам подтвердили в Палате предпринимателей, эту уборочную кампанию аграрии отработают по старинке, с бумажными документами. Электронный формат действительно начнут вводить, но штрафовать за нарушение приказа пока никого не будут. Официально полный переход на «цифру» в грузоперевозках ожидается с 2022 года. А текущий тестовый период покажет позитивные и негативные стороны нововведения.
«Уполномоченный орган (МИИР РК) предлагает следующий механизм: электронная система будет до конца 2021 года работать наравне с традиционной (бумажной). Но с 1 января 2022 года планируется полный переход на электронный формат. При этом в электронных товарно-транспортных накладных и путевом листе сократится порядка 85 излишних пунктов заполнения», — объяснил директор департамента логистики и перевозок НПП «Атамекен» Мурат Амрин.
Палата предпринимателей и министерство индустрии и инфраструктурного развития между собой уже поднимали эту тему совсем недавно, 16 июня. Вместе с тем «Атамекен» настаивает на сохранении альтернативного бумажного варианта и в 2022 году, чтобы переход на электронный формат был спокойным и безболезненным для бизнеса.