Активность малого бизнеса сократилась - Деловая Жизнь Казахстана
Редактор 09 марта, 2021 158 Новости На прочтение: 1 минута

Активность малого бизнеса сократилась

Пандемия, экономический кризис и прочие негативные факторы пагубно отразились на частном бизнесе Основные критерии для определения малого бизнеса следующие: численность сотрудников – если среднегодовая численность…

Пандемия, экономический кризис и прочие негативные факторы пагубно отразились на частном бизнесе

Основные критерии для определения малого бизнеса следующие:

  • численность сотрудников – если среднегодовая численность работников не превышает 100 человек;
  • доход – среднегодовой доход не превышает 300 000 МРП или 875,1 млн тенге.

При этом следует помнить, что индивидуальные предприниматели с численностью работников до 15 человек и доходом до 30 000 МРП (87,5 млн тенге) относятся к микропредпринимательству.
В условиях пандемии и затяжного кризиса деятельность предпринимателей малого бизнеса претерпела серьезные убытки.

Так, за последние полгода численность субъектов малого бизнеса сократилась на 5 тысяч единиц.

Наибольшее количество активных малых предприятий в Казахстане было зафиксировано в июле 2020 года. Их количество достигало 164,3 тысяч единиц. Однако с этого момента показатели только снижались.
Например, в январе текущего года статистика фиксировала уже 159,7 тысяч активных предприятий. Сокращение составило 2,8% от показателей в июле прошлого года. То есть за полгода активность прекратилась у более чем 5 тысяч предпринимателей. В то же время увеличивается число временно не активных предприятий, которых за год стало на 23,3% больше (120,5 тысяч организаций малого бизнеса).
Основные причины упадка сферы малого бизнеса относятся к: недостатку денежных средств, недостатку оборотных средств – это все ресурсы, которые нужны для выпуска продукции или поддержания активности бизнеса, выражаются в деньгах, высоким процентным ставкам по кредитам, рыночной конкуренции, нехватке квалифицированных кадров и так далее. Одними из главных трудностей для малого бизнеса в этом списке являются недостаток финансирования и недоступность займов.
Например, для финансирования оборотных средств в последнем квартале прошлого года 83,5% предприятий использовали собственные средства. А банковские займы в этих целях использовали всего 17,6% предприятий. При этом растет спрос на кредиты для бизнеса: в том же квартале 2020 года спрос на займы от малого и среднего бизнеса вырос в три раза. Однако одобрение получали лишь 37% заявок, а в третьем квартале 2020 года – всего 26%.