Госаудиторы констатируют существенные недостатки в корпоративном управлении холдингов и национальных институтов развития, а размеры бонусов и вознаграждений не соответствуют достигнутым KPI В большинстве национальных компаний…
Госаудиторы констатируют существенные недостатки в корпоративном управлении холдингов и национальных институтов развития, а размеры бонусов и вознаграждений не соответствуют достигнутым KPI
В большинстве национальных компаний Казахстана до 58% в административных расходах занимает заработная плата. Среднемесячные выплаты работникам (премии, бонусы, вознаграждения) материнских компаний имеют динамику ежегодного роста (в отдельных случаях на 1 чел. до 1,7 млн тенге в месяц).
Об этом говорится в заключении счетного комитета к отчету правительства РК об исполнении республиканского бюджета за 2020 год. «Систематически увеличиваются расходы на содержание советов директоров компаний – в отдельных холдингах в 55 раз за 6 лет, из них значительная доля приходится на иностранных граждан. При этом выплата вознаграждений и бонусов членам совета директоров не привязана к ключевым показателям деятельности (KPI) компаний.
Необходима ответственность руководителей, членов советов директоров за слабые фактические результаты компаний, за некачественно и ошибочно принятые решения, приведшие к экономическим потерям, нерентабельным расходам и убыткам», – подчеркивают в счетном комитете. По их данным, получила широкое распространение практика привлечения сторонних организаций для оказания консультационных услуг при наличии в штате соответствующих специалистов. При этом при закупке таких услуг отсутствуют единая методология и конкретные расчеты стоимости, ставок консультантов и количество затрачиваемых часов для выполнения рабочих заданий.
Также специалисты отмечают сохранение преобладания госучастия в отраслях экономики, в том числе по причине слабой и формальной работы по трансформации деятельности субъектов квазигосударственного сектора. Доля трех холдингов (АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «КазАгро», АО «НУХ «Байтерек») в экономике составила 12,2%, что сопоставимо с уровнем 2016-2017 годов.
«Несмотря на предоставление права субъектам квазигосударственного сектора на использование средств от передачи активов в конкурентную среду на погашение внешнего и внутреннего долга, значительных улучшений в объеме их долговых обязательств по итогам 2020 года не наблюдается. Рост к уровню 2019 года составил 14,9%», – приводят данные в счетном комитете.
При этом, подчеркивают аудиторы, объем выплаченных дивидендов несоразмерен полученному доходу субъектами квазигосударственного сектора – 142,7 млрд. тенге, или 7%. Управление активами субъектов квазигосударственного сектора не всегда способствовало приумножению национальных ресурсов и росту благосостояния.
Наряду с этим систематическое бюджетное финансирование их деятельности не мотивирует к рациональному использованию средств. В отдельных случаях результаты инвестиций портфельных компаний в проекты сведены к нулю. Транзитный поток государственного финансирования для компаний-операторов фактически превратился в основную статью доходов, что сказалось на удорожании поддержки для конечного получателя (заемные ресурсы от государства по минимальной ставке – менее 1% годовых, частному бизнесу кредиты выдавались по ставке до 9%), констатируют госаудиторы.
В целом в 2020 году проведено 6 аудиторских мероприятий в 25 субъектах квазигосударственного сектора с охватом 16 трлн тенге. По итогам аудита установлены нарушения в объеме 379,8 млрд тенге, из них финансовые нарушения – 40,7 млрд тенге, неэффективное управление активами – 339,1 млрд тенге, отмечают в счетном комитете.