Пирамида как геометрическая фигура является весьма устойчивой. А построенная из правильного материала, может простоять не одну тысячу лет, и пирамиды египетских фараонов – лишнее тому подтверждение. Иное дело, пирамида финансовая: она может рухнуть в любой момент и погрести под своими развалинами не одну тысячу вкладчиков
Конечно, можно полагать, что кто вкладывают средства под 200% годовых и не получает в итоге ничего, сам в этом и виноват. Но в любом случае финансовая пирамида – это суть мошенническая схема, а мошенничество – уголовно деяние, пресекать и наказывать за которое – обязанность государственных правоохранительных органов.
Кто виноват?
«Лох – не мамонт, не вымрет» — такую грубоватую, но весьма меткую формулу берут на вооружение современные пирамидостроители, прикрывающиеся какими-никакими, но документами, что созданные ими очередные «рога и копыта» принесут вкладчикам баснословный доход. Тяга к обогащению без работы, к халяве в нашем народе неистребима. А если в пользу этой конторы «торгует лицом» какая-нибудь узнаваемая персона (развитие интернета привело к тому, что персон этих сейчас также великое множество), то тот самый, который «не мамонт», понесет деньги с еще большей охотой. А как иначе? Кумир с экрана не может врать. Однако реалии показывают, что ох еще как может.
Крайний скандал из череды ему подобных – крушение пирамиды Mudarabah Capital. Претензии правоохранительных органов к организаторам пирамиды появились год назад – коллективное заявление от граждан в департамент полиции Алматы поступило 27 апреля 2021 года. В результате досудебного расследования было установлено, что группа лиц посредствам социальных сетей вовлекала потенциальных вкладчиков, обещая высокие процентные выплаты в размере до 20% от внесенного вклада ежемесячно. На самом деле поступавшие от граждан деньги переводились на карточные счета финпирамиды и аффилированные с ней компании, где обналичивались и уводились из оборота.
В рекламе финпирамиды были задействованы те самые «медийные лица» — вайнеры Мейржан Туребаев, Мейирхан Шерниязов и Азим Саидбаев. Более того, следственные органы утверждают, что они не только рекламировали фининститут, но и были его учредителями, и сегодня привлекаются к ответственности именно в этом качестве – по пункту 2 части 3 статьи 217 УК РК «Создание и руководство финансовой пирамидой». На минувшей неделе в МВД сообщили, что на их имущество — в общей сложности это четыре земельных участка, 10 квартир, один магазин, пять домов и два автомобиля в Алматы, Нур-Султане и Алматинской области – наложен арест. И если в дальнейшем имущество будет конфисковано, то это поможет жертвам финансовой пирамиды вернуть свои деньги.
Однако Мейржан Туребаев заявил, что он сам является жертвой организации — по словам блогера, он вложил в нее 10 млн тенге.
«Я не являюсь создателем или организатором. Я являюсь учредителем, но в конце года я туда вошел, не был у истоков. В феврале, когда я вышел оттуда, официально просил выйти с этой компании. Да, они согласились, что меня оттуда уберут. В итоге не убрали. Может, у них какие-то умыслы свои были», — заявил блогер.
Остроты конфликту придал трагический случай: Багила Досмаилова, вложившая в пирамиду 20 млн тенге, совершила самоподжог в знак протеста против необъективного, на ее взгляд, следствия, и оказалась в реанимации.
На те же грабли
По поводу участия вайнеров в создании пирамиды и ее рекламы в сети развернулись нешуточные страсти на предмет того, должны ли медийные персоны отвечать за то, что продвигают подобные услуги. Ведь история с Mudarabah Capital – далеко не единственная в своем роде.
У всех на памяти история образца 2020 года, когда схлопнулись ломбарды «Гарант 24» и «Estate», аккумулировавшие более 5 млрд тенге вкладчиков. В их рекламе засветились певец Айкын Толепберген, актеры Асылхан и Артур Толеповы, боец смешанных единоборств Куат Хамитов по прозвищу Найман. И, на минутку, все те же Меирхан Шерниязов и Мейржан Туребаев. Последний и в тот раз называл себя жертвой, поверившей друзьям.
Иные структуры, также имевшие признаки финпирамиды, продвигали в свое время актриса и продюсер Баян Алагузова и блогер Айжан Байзакова.
Неким промежуточным итогом споров на предмет, призывать ли вайнеров, блогеров и прочих «широко известных» за рекламу финпирамид к ответственности, стала депутатская инициатива.
На минувшей неделе мажилисмен Юрий Ли сообщил, что депутатами подготовлен проект закона, связанный с введением уголовной ответственности за рекламу финансовых пирамид.
«Считаем абсолютно постыдным и преступным участие в рекламе таких пирамид медийных лиц, блогеров и вайнеров. В отношении многих из них в настоящее время ведется следствие. Депутатами, членами Комитета по финансам и бюджету мажилиса, подготовлен инициативный законопроект, связанный с введением уголовной ответственности за рекламу финансовых пирамид. После соответствующих процедур мы приступим к рассмотрению данного законопроекта», — заявил народный избранник.
Ждем реакции властей
Адвокат Жангельды Сулейманов называет подобный подход депутатов ошибочным:
«Понятие «финансовая пирамида» возникает после того, как правоохранительный орган это определит и зафиксирует, появится состав преступления, потерпевшие, претензии. До этого назвать финансовую структуру пирамидой нельзя. Нельзя перекладывать с больной головы на здоровую: будто бы реклама создает пирамиду. На самом деле это плохой надзор со стороны госорганов. И запрет рекламы можно ввести только после возбуждения уголовного дела.
Я бы заострил внимание законодателей на другом. К примеру, идет реклама некоего финансового института, который обещает доходность, превышающую ставку рефинансирования Нацбанка, скажем, в два раза. Такая высокая доходность – это, безусловно, мошенничество. Если, скажем, доходность банковских депозитов – 15% годовых, то откуда может взяться доходность в 20% в месяц? Такую рекламу нужно запрещать, потому что она противоречит экономике и здравому смыслу. И если в закон введут подобный запрет, я буду за».
Между тем, привлечение медийных персон к рекламе контор, которые позднее банкротились, это далеко не казахстанское ноу-хау. В свое время Лолита Милявская и Александр Цекало, будучи еще в статусе кабаре-дуэта «Академия, придумали фразу: «Хопер-Инвест» — отличная компания от других». А великий и ужасный Сергей Мавроди умудрился подтянуть к рекламе своего детища всенародно любимую мексиканскую актрису Викторию Руффо в образе «просто Марии». Куда потом делись все эти «Хопер-Инвесты» и «МММ», а вместе с ними и вклады доверчивых людей, напоминать, надеемся не стоит. Но о том, чтобы предъявлять претензии певцам и актерам, в 90-е годы прошлого столетия речи не шло.
Кстати
«В отношении лиц, рекламирующих финансовые (инвестиционные) пирамиды, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для физических лиц в размере 150 МРП, должностных лиц – 170 МРП, субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организаций – 200 МРП, для среднего бизнеса – 300 МРП, крупного бизнеса – 600 МРП», – пояснили в свое время в МВД РК.