Как наш «Техас» превратился для L-Capital в Ватерлоо - Деловая Жизнь Казахстана
waterloo Как наш «Техас» превратился для L-Capital в Ватерлоо
Редактор 16 марта, 2021 1257 Журналистские расследования На прочтение: 10 минут

Как наш «Техас» превратился для L-Capital в Ватерлоо

Это третий эпизод нашего сериала «Богатые тоже плачут». Интервью с пострадавшими уже грозили вот-вот утопить перья наших журналистов в эмоциях простых людей, которым мы искренне…

Это третий эпизод нашего сериала «Богатые тоже плачут». Интервью с пострадавшими уже грозили вот-вот утопить перья наших журналистов в эмоциях простых людей, которым мы искренне сострадаем и пытаемся помочь. Как вдруг в ходе этих бесед обнаружились факты, совершенно точно подтверждающие, что L-Capital – финансовая пирамида. Но эту информацию пострадавшие Шымкента попросили опубликовать в продолжении, так как еще идет сбор материалов, которые предопределят исход событий. А пока…

Начнем с географии. Чем дальше едешь на север Казахстана, тем реже поселки и стоянки скота, которые трудно назвать роскошными пастбищами. И, наоборот, чем больше углубляешься на юг, тем чаще аулы, сочнее и раскидистее джайлау, тучнее коровы, радуют глаз стада лошадей и даже верблюдов.

Юг манит своим легендарным гостеприимством: когда запасы не переводятся за год, всегда есть согым, кумыс и шубат, ломятся дастарханы, кипят самовары. А люди – добрые, щедрые, открытые, богатые… Но всякое богатство тоже нужно отстоять.

Почему Шымкент

Как Наполеон не знал, что его ждет под Ватерлоо, так и руководство L-Capital не ведало, чем обернутся отношения с вкладчиками Шымкента. Французские солдаты столкнулись с холодом и грязью, а работники L-Capital убедились в решимости шымкентских инвесторов получить назад свои деньги. Хотя терпение у южан, как и у всех казахстанцев, – золото, именно они, утомившись за год ожидания выплат, первыми подали заявления в полицию в октябре 2020-го. Когда же в декабре люди пришли в офис за своими деньгами, лица, некогда с улыбкой принимавшие их вклады, указали им на дверь и пожелали всего хорошего. Этот рассказ пострадавших подкреплен новогодними видео со смартфонов с предупреждением о том, что идет съемка.

Шымкент сразил масштабами

ДЖК объявил опрос пострадавших по Казахстану, на который отозвались единицы вкладчиков из Нур-Султана, Алматы, Актобе. Кстати, их деньги также принимались и не зачислялись брокерскими компаниями на личные счета. Хотя от жителей столиц ожидалась большая реакция, в этом плане Шымкент сразил масштабами.
L-Capital
Можно понять причины молчания северян. Ведь поначалу даже шымкентские пострадавшие показания давали частично: людей сдерживал какой-то стыд признать себя жертвой. В чем мы, журналисты, не первый день сталкиваясь с разного рода происшествиями, хотим уверить: отстаивая свои права и вложения, вы поступаете по закону и совершенно правильно по отношению к себе, своим близким и своим потомкам. Главное, сделать правильные выводы для будущего, и больше не попадаться в сети пирамид.
Все изложенное далее подвигнет вкладчиков и других городов к тому, чтобы предпринимать какие-то усилия. Вот пример пострадавших Шымкента: они организовали группу представителей их интересов, среди которых экономисты, финансисты, юристы, и собрали собственную базу данных по внесенным ими вкладам – номера договоров, их даты, суммы, ТОО, фамилии зазывал, структурных директоров, подписавших договоры директоров и т.д. Пока они в поисках важных улик (как это ни странно, заниматься этим должны явно не они) для следствия, результаты анализа данных пострадавших Шымкента показали следующее.

Планы продаж успешны

Как мы и обещали, все персональные данные вкладчиков конфиденциальны и под защитой закона. В расследовании мы озвучим количества договоров, даты, суммы, ТОО, и на чье имя подписывались договоры.
shym l cap chart Как наш «Техас» превратился для L-Capital в Ватерлоо
По объединенной информации из базы данных пострадавших и опроса ДЖК, 94 вкладчика Шымкента заключили 150 договоров с различными юрлицами, представляющими интересы L-Capital. Такое соотношение показывает, что некоторые заключили более одного договора, и это 29 вкладчиков (31%).
Самым большим количеством договоров, заключенных внутри членов одной семьи, оказалось 7. Самое большое количество договоров, заключенных с одним вкладчиком на одно ТОО, – 5, на общую сумму более 5 млн тенге: первый – в 2016-м, три – в 2019-м, последний – в 2020-м. Договоры подписаны в разное время, при этом два из них на сумму почти 3 млн тенге уже в период невыплат, начавшийся, напомним, с сентября 2019-го. Какой блестящий талант мог уговорить вкладчика на такое, история пока умолчит.
shym l cap diagr Как наш «Техас» превратился для L-Capital в Ватерлоо
Однако, такая сумма не велика. Абсолютный рекорд по сумме вкладов сделал инвестор, внесший 3 вклада – внимание! – с декабря 2019-го до марта 2020-го, в размере 37 950 000 тенге. В этом случае сработавший зазывала и дожавший структурный директор, надо признать, всем талантам талантища.
Высший пилотаж, конечно: принимать вклады без договора. Еще осенью 2017 года вкладчица заключила договор на 1 млн тенге, позже уже без всякого договора доверила сумму почти 9 тысяч долларов. Весной 2020-го, заключив договоры на два вклада на сумму 1,3 млн тенге, вкладчица третий вклад более 8 тысяч долларов отдала, не заключив договор на эту сумму. Третий вкладчик доверил без договора 7 850 000 тенге. Все произошло в разное время. Нельзя сказать, что по какой-то единой причине их средства принимались без заключения договора. На сегодня таких обратившихся вкладчиков трое, сколько их на самом деле, нам неизвестно.
По данным опроса, вклады сделаны в двух валютах в разные сроки с мая 2013-го до конца ноября 2020 года. И здесь пара слов о самом раннем вкладе на территории Шымкента весной 2013-го. Этот «первый» (мы не знаем действительно ли это так, но такова картина по данным опроса) договор был оформлен на Иманбекова С.М. Вкладчик доверил в долларах 72 231. По тем временам курс составлял в среднем 150,81. Если бы инвестор самостоятельно играл на разнице валют, сегодня он безусловно был бы в выгоде и имел сумму на руках в три раза большую, нежели тогда. Осознавшего это вкладчика в момент кризиса невыплат в компании уговорили на два новых вклада на сумму чуть более 4 млн тенге, оформив на два разных ТОО и соответственно, директоров.
Говоря о долларовых вкладах, хотелось бы отметить, что по данным нашего исследования, таковых 12. Сделаны они в разное время. Очевидно, из-за постоянно меняющегося курса валют такие вклады были менее популярны. Вкладов в тенге в 12 раз больше.
Менее всего доверяющих и, как показала ситуация, самых разумных вкладчиков оказалось двое: первый – в декабре 2019-го, второй – весной 2020-го. Каждый сделал вклад по 40 тысяч тенге в период кризиса в компании. Не получая выплат, они прекратили инвестиции.
Договоры всех вкладчиков этого исследования подписаны с шестью лицами: Иманбеков С.М. (3 договора – на общую сумму более 80 тысяч долларов), Абайдильданов С.К. (4 договора – на 5,5 млн тенге), Инкарбекова Г.К. (40 договоров – 56,5 млн тенге), Салимбеков Д.А. (41 договор – 59,9 млн тенге), Есенова Р.К. (28 договоров – 11,2 млн тенге).
По данным исследования, картина складывается следующая: в Шымкенте с вкладчиками работали не столько Иманбеков С.М. и Абайдильданов С.К., сколько торила путь директор Инкарбекова Г.К., а позже активно шагнули на этот путь региональные директоры Салимбеков Д.А., Есенова Р.К. и другие структурные директоры под ними, также подписывавшие договоры по доверенности. Так, например, Елекенова Молдир Жолсеитовна, представившись директором, в ноябре 2020 года по доверенности заключила с вкладчиком договор на сумму почти 7 млн тенге.
Председатель правления АО Иманбеков С.М. активно участвовал иначе: посещал презентации, открывал офисы. Тем не менее, ответственность не снимается, к тому же постоянно звучат обещания о возврате всех средств всем вкладчикам. Сегодня договоры нарушены, счета пусты, выплат нет, звучат одни обещания, и так уже полтора года.

Генеральный директор Абайдильданов С.К. представлен в двух договорах, как и Иманбеков – председателем правления. В двух других договорах Иманбеков С.М. подписался как директор ТОО «Консалтинговая компания L-Capital». А Есенова Римма Каленовна в 16 договорах представлена как директор ТОО «Центр финансовой грамотности Береке», в 11 договорах как директор шымкентского филиала ТОО L-Capital Finance. Вот и разбирается теперь следствие, кто председатель, кто директор какого ТОО, почему одно и то же лицо может оформляться по-разному, по какому принципу тогда распределяются средства. Либо здесь есть система, связанная с инвестиционной деятельностью, либо ее нет.
L-Capital

Это далеко не все вклады

Приличная разница во времени между вкладами 2013-го и 2016-го говорит о том, что: либо вкладчики 2014–2015 гг. не вышли на связь, либо компания более активную деятельность начала все же с 2016 года, проработав таким образом в регионе более пяти лет. По мнению вкладчиков, на самом деле первые договоры были подписаны в 2010–2011 гг.: именно тогда начали работать первые структурные директоры в Шымкенте.
В рамках следствия данные собирались пострадавшими по-разному: то в общем с именами и суммами, но без дат договоров, то подробно со всеми данными, вплоть до имен зазывал и ИИН-ами пострадавших. Поэтому наш анализ по датам немного пострадал. Так, мы не можем учесть в своде по датам 33-го вклада из-за отсутствия части данных. В диаграмме и графике учтены 117 денежных вкладов и наглядно представлено, как эффективно шли «продажи ценных бумаг» (факт, который проверят пострадавшие и следствие) и сбор денежных средств населения с 2013 по 2020 гг. по суммированным данным, предоставленным вкладчиками. Самым показательным позиционирован 2020-й – период, когда структурные директоры активно регистрировали все новые и новые вклады и в то же время понимали, что конец этому рогу изобилия невероятно близок.
4 Как наш «Техас» превратился для L-Capital в Ватерлоо
Конечно, 94 инвестора – это малая часть из всех реальных вкладчиков, большинство из которых по каким-то различным причинам не борется за свои права и свои деньги. Надеемся, реальная картина по датам и динамика продаж по всем инвесторам будет плюс или минус близкой к этому. Даже столь малое число инвесторов доверило компании, по нашим подсчетам, 191 604 866 тенге и 180 716 долларов и до сих пор не получили свои деньги назад. Это в среднем по 2 с лишним миллиона тенге от каждого инвестора, или по 1,3 млн тенге с каждого договора.
В исследовании не проведено разграничение между доверенными средствами и дивидендами: кто-то указал, сколько вложил и хотел бы вернуть свое, кто-то ожидает все же возврата с обещанными процентами прибыли. Однако в рамках закона пострадавшие могут рассчитывать вернуть только то, что вложили. Так как списки составлялись несколько раз, суммы менялись от внесенных к ожидаемым с дивидендами, все же более корректную сумму на 63 пострадавших в Шымкенте озвучили в пределах 300 млн тенге. Учитывая затянувшееся время ожидания, инфляцию тенге и рост иностранной валюты, как показано на примере истории первого вклада, на это можно было бы закрыть глаза. Но оценить реально возмещаемый ущерб может все же только независимая экспертиза госорганов по результатам оценки активов и конфискованного по решению суда имущества.

Инвестиции по-нашему

Невыплаты инвесторам Alem Group привели к тому, что люди, требуя своих денег, добились-таки, что 23 февраля им предложили прийти в офис за вкладами. Часть вкладчиков, пришедшая раньше, успели получить свои деньги, остальная часть осталась ждать неизвестно чего, сминая в кармане подачки по 500 тысяч тенге и раздумывая подписывать ли им бумагу, что они не имеют к компании никаких претензий.
7 Как наш «Техас» превратился для L-Capital в Ватерлоо
Тогда от лица ТОО «Группа компаний Alem Group» своему непослушному зазывале звонит Иманбекова Гульмира (аффилированное лицо, сестра председателя правления АО Иманбекова С.М., по мнению вкладчиков, учредитель Alem Group):
– Почему ты не уходишь оттуда?
– Потому что не все мои клиенты деньги получили. Именно клиент, вклад которой 17 миллионов тенге, ни копейки не получила. Также ее мама не получила. Сейчас ее брат последние деньги вывел. И она задает вопрос: «А мне мои деньги выплачивать не будут?»
– Ты что хочешь? Ты нас шантажируешь. В первую очередь получат по спискам. Ты войди в положение. Е… т… мать. Откуда я тебе найду такие деньги сейчас!
– Не знаю, откуда возьмете. В эту компанию клиент вкладывал. (Параллельно идет неразборчивая речь на обратном конце линии вперемешку с матерщиной). Я откуда возьму, она у меня требует. Она же в эту компанию вложила. Вот и верните. Клиент стоит, говорит: не уйду.
– Я тебя сама уничтожу, б…
– Вы мне не угрожайте.
Наверное, можно разговаривать более конструктивно. Ведь это клиент. Вчера его деньги принимались с улыбкой и большими обещаниями. А сегодня вот такое лицо показало руководство компании своим инвесторам.
6 Как наш «Техас» превратился для L-Capital в Ватерлоо
Со слов пострадавших, «отношение к зазывалам и структурным сотрудникам у Иманбековой Г.М. как к холуям. Как дело доходит до ответственности по обязательствам, она де-юре – никто, а как распоряжаться деньгами – это только через нее. Она же приобрела в Шымкенте дом стоимостью 60 млн тенге, наверняка, он оформлен не на ее имя. Тем не менее, очевидно, что требуется полная проверка деятельности ТОО «Группа компаний Alem Group».

Кто-то проснулся, а кто-то еще спит

12 марта на нашем портале вышла новость о том, что по сообщениям пострадавших от действий АО L-Capital, его дочерние предприятия активно продолжают деятельность, приводят новых инвесторов на презентации, заключают договоры, принимают денежные средства, якобы, на приобретение ценных бумаг. Так, представители ТОО «Группа компаний Alem Group» действуют в Алматы и Шымкенте. Кроме того, лицам, заключившим договоры с ТОО «Группа компаний Alem Group» предлагаются допсоглашения, в которых связь и отношения с АО L-Capital устранены.
L-Capital

Мы еще раз напоминаем о предупреждении граждан Казахстана не заключать договоров с сомнительными ТОО, имеющими связь с АО L-Capital, и не передавать представителям этих компаний денежных средств. Разумнее всего дождаться завершения следственных и судебных мероприятий, о которых ДЖК будет сообщать дополнительно.
Пострадавшие от деятельности АО L-Capital в Шымкенте в лице ТОО L-Capital Finance и ТОО «Центр финансовой грамотности Bereke» отмечают, что пока ничто не блокирует деятельность ТОО «Группа компаний Alem Group»: нет обратившихся в госорганы, соответственно, нет ордера на приостановление работы компании.
Другая трудность также заключается в самом контингенте клиентов: в основном это казахскоязычная аудитория, мало или вовсе не читающая и, как следствие, не понимающая текстов изданий на русском языке. В этих целях нами сделан перевод новости о деятельности дочки L-Capital.
12 Как наш «Техас» превратился для L-Capital в Ватерлоо
Отметим, что мы сделали все, что в наших силах. В данном случае спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Предупреждать можно десятки и сотни раз, но людям свойственно учиться только на своих ошибках. Когда вскроются новые факты мошенничества финансовой пирамиды, не скажем, что не предупреждали. А госорганы наблюдают за всем, в том числе за нашими публикациями и за датами их выхода.
Пострадавшим из разных регионов нужно написать заявление через EGOV в ДВД г. Алматы. Или обращаться к представителям пострадавших, которые предоставят все необходимые консультации по этапам, необходимым в отстаивании прав вкладчиков: +7 701 675 3621, +7 702 628 6636.

Продолжение следует…

Жанат Курултай