Дела наши арендные… - Деловая Жизнь Казахстана
arenda Дела наши арендные…
Редактор 08 июня, 2021 191 Бизнес На прочтение: 5 минут

Дела наши арендные…

Сегодня мы видим, как офлайн-продажи отходят на второй план, а клиенты все больше и больше делают онлайн-покупки. Несмотря на это, предприниматели, как правило, берут помещения…

Сегодня мы видим, как офлайн-продажи отходят на второй план, а клиенты все больше и больше делают онлайн-покупки. Несмотря на это, предприниматели, как правило, берут помещения в аренду, так как это все-таки другое: посмотреть, пощупать, оценить качество

То же самое происходит с кафе и ресторанами. Хоть и удобно заказать вкусную еду к себе домой, людям хочется для разнообразия смены обстановки и уютной атмосферы; выйти, скажем так, в свет. В этой статье мы разберем, с какими трудностями сталкиваются владельцы малого и среднего бизнеса.

Не единственная задача

Рынок сегодня богат на любой вкус, цвет и соответственно стоимость. Везде есть свои плюсы и минусы. Выбрав удобную локацию и подходящую стоимость, можно столкнуться с другими нюансами, например, сломанным окном или грязными стенами. Но не стоит забывать, что вы имеете право сразу на месте составить список замечаний по устранению и указать необходимый срок. Это в собственных интересах арендодателя – поскорее сдать помещение, так как рынок у нас конкурентный.
За гораздо меньшую стоимость можно открыть, к примеру, не бутик, а шоу-рум. Правда, и проходимость по сравнению с торговым центром тут уже другая. Начинающему же бизнесмену для старта своего дела хотелось бы уложиться в минимальную сумму, но это не всегда получается.
Чаще всего арендодатель предоставляет свое помещение только на таких условиях: хотите ремонт, делайте за свой счет. Оборудование тоже нужно привозить самим. На этом сложности не заканчиваются, ведь некоторые могут потребовать не просто ремонт, а целый проект и подтверждение архитектора.
Но ведь были случаи, когда арендодатели, несмотря на подписанный договор, могли расторгнуть его раньше срока, решив продать помещение и тогда предпринимателю приходилось искать новое место со скоростью света, а иногда и вовсе идти в минус и закрывать бизнес. Поэтому, прежде чем подписывать договор, с ним необходимо очень внимательно ознакомиться, так как в основном он составляется в пользу арендодателя, а в некоторых случаях, как говорилось ранее, условия даже не соблюдаются.

Хорошо, когда есть полезные связи

Некоторым арендаторам повезло иметь друзей, которые сдают помещения и им не приходиться сталкиваться с рядом перечисленных проблем. Говорят, что с друзьями и родственниками не стоит сотрудничать, однако такая совместная работа имеет больше плюсов, чем минусов. Арендодателю спокойнее за свое помещение, а владельцу бизнеса причитаются дополнительные привилегии и бонусы.
В такой работе чаще всего главенствует взаимопонимание. Так, например, владелец одного из баров Алматы смог «выжить» при ковидном кризисе, ведь тогда была возможность платить меньше, или же вовсе не платить (арендодатели понимал, что при закрытом заведении дохода нет). В то время как владельцам бутиков в некоторых торговых центрах первое время приходилось оплачивать полную сумму. Позже скидки все же предоставляли. Однако, в особых случаях можно было получить отсрочку оплаты на короткий срок.

Договор – не приговор

«При заходе в помещение платишь одну сумму, а поработав, – другую», – нередко жалуются владельцы бутиков. При этом стоимость может не раз повыситься, а обосновывают это скачком курса валюты. Причина привязки арендной платы к доллару предпринимателям до сих пор непонятна, а стоимость в долларах озвучивают за квадратный метр, либо за месяц.
Владельцы складских и офисных помещений могут потребовать оплату раньше прописанной даты в договоре. Следовательно, каждый месяц необходимо напоминать об их собственных условиях. При договоренности все же можно получить отсрочку, не оплачивая потом пеню. Кроме того, при изучении договора, главное – внимательно ознакомиться с пунктом порядка оплаты и убрать привязку к валюте, на что предприниматели имеют полное право (ведь мы живем в Казахстане, и наша национальная валюта – тенге). Еще один момент – пункт расторжения договора, когда условия должны устраивать обе стороны. В остальном договоры на аренду, в основном, идентичные.

Тяжелые времена

С 2020 года малый и средний бизнес встретился лицом к лицу с волной тяжелейшего кризиса. Большинство заведений было закрыто, при этом некоторые арендодатели требовали оплаты за помещение. Многим предпринимателям пришлось попрощаться с любимым делом, так как люди попросту не имели никакого дохода, и работа остановилась. Повезло еще тем, кто мог работать на доставку, но даже несмотря на это, не всем удалось спасти бизнес и покрыть расходы за аренду. Многим пришлось потуже затянуть пояса и тратить по минимуму, а кто-то даже начинал подрабатывать в Яндекс-такси.
Заведения, входящие в список организаций по жизнеобеспечению, продолжали работу, но с сокращением персонала на 50%. Сумма оплаты труда работников также сокращалась наполовину, однако арендодатели категорически отказывали в предоставлении скидок. Они шли на уступки, когда предприниматели просто доходили до точки расторжения договора, после чего некоторым удавалось получить скидку в размере 20%. И на сегодняшний день есть компании, которые до сих пор судятся с арендодателями, потеряв свой бизнес.

Аренда или выкуп?

Вывод прост: если есть финансовая возможность, то лучше приобрести собственное помещение под бизнес. В таком случае не придется сталкиваться с рядом перечисленных проблем, а главное, не думать об оплате аренды каждый месяц. Покупка помещения- долгосрочная инвестиция, и если бизнес не достигнет желаемых успехов, то в любой момент можно сдать помещение в аренду.
Однако и здесь бывают свои форс-мажоры. Так, например, в 2015 году сгорел торговый центр «Адем». Предприниматели понесли огромные убытки, особенно те, кто только выкупил помещение и потратил все сбережения на товар, после чего остался ни с чем. Возмещения никто не получил, и пришлось ждать, когда торговый центр построят заново. И даже после восстановления «Адема» предприниматели получили крохотные помещения в шесть квадратов. В столь сложной ситуации повезло тем, у кого была «подушка безопасности», и они смогли реанимировать свой бизнес, приобретя новое помещение и товар. Но таких случаев мало. По большей степени люди на тот момент лишились всего.
При покупке отделов в некоторых торговых центрах предприниматели сталкивались и с такой проблемой как отсутствие прописанных условий. На руках у тебя договор об аренде, а по факту ты бутик выкупаешь, но это нигде не фиксируется. Есть случаи, когда оформление договора ты оплачиваешь сам, при этом при заходе в бутик сумма одна, а при начале торговли — другая. Этих нюансов в договоре может не быть вообще. Несмотря на это, владельцы малого бизнеса все же придерживаются мнения, что гораздо рентабельнее приобрести свое помещение.

Мнение эксперта

По данной теме мы взяли комментарии у Шолпан Исмаиловой – адвоката алматинской Коллегии адвокатов.
– Большинство предпринимателей имеют долги по арендным платежам из-за ухудшения экономических условий и пытаются договориться с арендодателями о пересмотре графиков платежей и договоров. Доля тех, кому арендодатель пошел навстречу, согласившись пересмотреть условия, составляет лишь мизер.
При оформлении договора не все арендодатели делают это официально, а иногда даже и вовсе не заключают их так, как необходимо. Если смотреть в целом, арендодатель по факту не застрахован, так как собственник помещения по закону может за месяц расторгнуть договор, соблюдая все нормы. Арендаторы сегодня сами раскручивают точку за свои финансовые вложения, а потом в любой момент могут остаться ни с чем.
Около 71% арендуют площади у частных собственников, четверть (27%) имеют помещения в собственности, 5% арендуют у государства. Чаще всего бизнес снимает помещения под офисы (51%), реже под торговлю (35%), склады (26%), производство (23%). Треть компаний ожидают затруднений с выплатой арендных платежей в ближайшее время. Индивидуальные предприниматели заявляют о нехватке средств на арендные платежи чаще юридических лиц (73% против 57%). Просрочки по арендным платежам чаще у предприятий, арендующих помещения под производство, и реже у тех, кто арендует офисные помещения.
После введения в стране длительного карантина, пострадал как малый, так и средний бизнес. Большинству компаний сложно расторгнуть или изменить договор аренды, многие не могут воспользоваться пунктом о форс-мажоре. Стратегией сохранения устойчивости является открытый диалог между арендаторами и арендодателями с целью согласования подходящих для обеих сторон условий.
Любой кризис – явление временное, поэтому в долгосрочной перспективе важно сохранить прочные деловые отношения, чтобы выйти из него с минимальными потерями, как можно быстрее восстановиться и продолжить нормальное функционирование бизнеса.

Камила Асылбекова