Об этом расскажет налоговый консультант, бухгалтер Софья Костенко.
В ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета главы государств, которые входят в Евразийский экономический союз, одобрили проект соглашения о применении навигационных пломб в ЕАЭС до 2025 года. Проект охватывает автомобильные и железнодорожные перевозки. Помимо этого, с 2022 года налогоплательщики будут платить за навигационные пломбы при грузоперевозках в страны ЕАЭС. Но что это даст казахстанскому бизнесу?
Кстати, проектом предусмотрено поэтапное введение отслеживания по категории товаров и видам транспорта, что обеспечит мягкую адаптацию участников перевозок и государственных органов к новым условиям.
В чем особенность
Прежде всего нужно понимать, что навигационная пломба – это электронное устройство, которое прикрепляется запирательным тросом на двери фур, вагонов, контейнеров. Благодаря этому небольшому, похожему на коробку прибору можно отследить координаты объекта, который движется по территории ЕАЭС.
К примеру, компания, которая занимается грузоперевозками товаров при въезде на территорию РФ, перевозя с собой санкционный товар, обязана покупать и устанавливать навигационные пломбы. Если машина уже на территории России, то на ней должна присутствовать пломба, но как только она покидает РФ, на таможенной границе ее снимают. Это делается для того, чтобы не завозить запрещенный товар на территорию той или иной страны, — рассказала Софья Костенко.
К слову о контроле: теперь по навигационным пломбам будут отслеживать товары, перемещаемые по территориям двух и более государств — членов таможенного транзита, санкционные товары, алкоголь и табачные изделия в рамках взаимной торговли. Сюда относятся:
- Товары, в отношении которых одним или несколькими государствами применяются специальные экономические меры (вывозимые с таможенной территории союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также перемещаемые между государствами-членами в рамках взаимной торговли), перевозимые автомобильным и (или) железнодорожным видами транспорта, за исключением случаев, когда такие перевозки не осуществляются по территории государства-члена, к которым применяются указанные специальные экономические меры;
- алкогольная продукция, классифицируемая в товарных позициях 2203 00, 2204, 2205, 2206 00, 2207, 2208 единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), табак, табачные изделия, классифицируемые в товарных позициях 2401, 2402, 2403 ТН ВЭД ЕАЭС, вывозимые с таможенной территории союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта или перемещаемые между государствами-членами в рамках взаимной торговли автомобильным и (или) железнодорожным видами транспорта.
При этом за Евразийской экономической комиссией остается право расширять перечень товаров, требующих навигационного сопровождения. Также комиссия должна определить и список грузов, в отношении которых пломбы применяться не должны. Предположительно, это будут насыпные грузы, живые животные и т.п.
Сообщается, что отслеживанием перевозок по территории стран Союза на всем пути следования будет заниматься национальный оператор государства-члена, на территории которого начинается такое отслеживание.
Ставь пломбу за свой счет
На данный момент использование пломбы платное, и в каждой стране выставляются свои тарифы:
Если вы будете перевозить товары по РФ, то стоимость на навигационные пломбы будет складываться из трех услуг: платного закрепления, тарифа по передвижению в стране, снятия пломбы. Например, перевозка товара по территории РФ в течение шести дней обойдется в 17-18 тысяч рублей (100 778 — 106 706 тенге).
И если до принятия закона казахстанские грузоперевозчики могли арендовать навигационные пломбы за счет государственных средств, то теперь, с 1 января 2022 года, налогоплательщики будут платить за них при грузоперевозках в страны ЕАЭС, — поделилась Софья Костенко.
И еще одним важным моментом является тот факт, что предприниматель не сможет выкупить пломбу у оператора.
Языком цифр
Как отмечают в Комитете государственных доходов, установка навигационных пломб позволит отслеживать маршрут следования автотранспортных средств и грузов в режиме реального времени. Также это поможет оперативно среагировать при возникновении нештатных ситуаций, например, при отклонении от маршрута следования.
Применение навигационных пломб с сентября 2020 года позволило сократить ввоз товаров в адрес фиктивных получателей в 53 раза (с 10,2 тысяч фактов в 2019 году, до 192 фактов в текущем году), — заявили в Комитете государственных доходов.
Таким образом, внедрение электронного отслеживания в перспективе должно сделать процесс перевозки и транзита прозрачным, — заключила Софья Костенко.
Ну а действительно ли такое нововведение облегчит жизнь предпринимателям, покажет время…